Смог ли Space X добиться успеха без помощи государства??

топ 100 блогов vsatman88807.04.2020 Автор понимает, что задавая такой вопрос,  он встает на скользкую дорожку , которая может привести его  к  мощной волне общественного осуждения .. "И ты, Брут,  продался  рунетовским  ненавистникам Элона Маска  и всего прогрессивного??"

Что ж,   дорога объективного исследователя  может привести его к терновому венцу и кресту  на Голгофе к такому печальному концу недолгой карьеры в ЖЖ  :-)  и тем не менее..


Дабы  не быть обвинённым в пустобрехии за 30 ольгинских сребренников,   признаюсь, что  этот вопрос возник у меня после чтения статьи некоей Терезы Кондор под названием:

The Power of Government as an Anchor Customer

Пара цифр из нее.
По данным Space Angels, объем частного капитала, вложенного в космос, увеличился с примерно 200 миллионов долларов в 2009 - 2011 годах до почти 3 миллиардов долларов в 2016 - 2018 годах. Поскольку космический сектор растет вдвое быстрее, чем мировой ВВП, страны начали искать возможность использовать космическую отрасль для стимулирования инноваций и роста всей экономики.  Однако, сейчас имеется много заблуждений (хайпа), что  тип инновационного развития а-ля Силиконовая долина, является достаточным, и частные компании  могут в  одиночку,  без помощи государства  привести к волшебному  росту инноваций..


Напротив, роль государственного сектора в течение последнего десятилетия была решающей и будет по-прежнему иметь решающее значение для инноваций и роста космического  сектора экономики. Истинное понимание этого имеет важные политические последствия для того, что должно произойти в ближайшие 10 лет, чтобы потом не жаловаться, что еще один «перспективный сектор экономики», потерпел неудачу.
Роль государственного сектора в космосе была заметна в прошлом во время программы полета человека  на Луну в 60-х годах, но сегодня Государство обвиняют в медлительности и отставании. Эта критика на самом деле справедлива, когда кто-то думает об успехах SpaceX, Maxar и растущего числа китайских космических компаний, рожденных на базе  контрактов  с Заказчиками в государственном секторе.
При более внимательном рассмотрении фактических ролей, которые играют государственный и частный сектор, выявляется гораздо более интересная картина. На самом деле, именно государственный сектор создает прорывные инновации, финансируя проекты с высокой степенью риска, которые частный сектор затем быстро и умело использует с выгодой для себя. Для успеха в космическом секторе частный и государственный сектор должны работать согласованно.
Это разделение ролей подтверждается исследованиями известного экономиста и советника по вопросам государственной политики Mariana Mazzucato, автора книги “The Entrepreneurial State: Debunking Public vs. Private Myths,”», которая подчеркивает роль государства как в  принятии решений о направлении исследований, так и в соуправлении такими исследованиями. Это приводит к крупным инновациям, а коммерциализация их потом  частными компаниями приносит дополнительный положительный эффект.
Mazzucato подчеркивает, что различные базовые технологии iPhone были изобретены Агентством перспективных исследовательских проектов в области обороны (DARPA), Министерством энергетики (DoE), Национальным научным фондом и другими организациями государственного сектора в США, а не самим Apple, как это принято считать, Mazzucato рекомендует, чтобы при создании прорывных инноваций для решения насущных проблем, государство действовало  как маркет-мейкер, и создавало спрос посредством своей политики закупок.

Другим примером успешной кооперации государства и частных компаний является Commercial Orbital Transportation Services (COTS) в США по созданию космических кораблей для снабжения МКС, за счет поэтапного финансирования позволила таким частным компаниям как  SpaceX и Orbital ATK,  соревноваться  за сервисные контракты, если их техническое решение было бы подходящим.   По данным НАСА, в результате этой программы были получены два высококлассных космических корабля, при этом затраты оказались до 10 раз меньше, чем прогнозировалось для варианта, если бы корабль разрабатывался  НАСА  традиционным способом. Побочным эффектом этой программы стало то, что SpaceX создал около 7000 рабочих мест и имеет теперь бизнес с годовым  доходом  в 2 миллиарда долларов. Другой пример это инновации и прогресс  это программы ДЗЗ (Дистанционного Зондирования Земли),
Фактически, для всех новых «космических чемпионов», соотношение между государственными заказами  и коммерческими заказчиками все еще составляет от 40% до 60%, при этом рост коммерческого части бизнеса непосредственно вытекает из наличия первых контрактов с государственными клиентами..  . Необходимо учитывать, что технологические инновации требуют крупных капиталовложений для выхода на рынок, который до начала инвестирования в разработку  часто  вообще не существует. И только после появления Заказов от государства возникает возможность выйти и на  коммерческих клиентов и инвесторов..
Играя роль якорного (ключевого) Заказчика,  Государство путем  конкурентного размещения  контрактов на закупку  среди частных компаний, государство может дать «первый толчок» и уверенность  частным компаниям и инвесторам, при этом  в итоге будет одновременное достижение сразу 4 целей:  появление новых рабочих мест и экономический рост,  появление у государства надежных поставщиков, снижение затрат на разработку и глобальное технологическое лидерство..


а теперь моя справка из вики по Commercial Orbital Transportation Services (COTS)
18 Августа  2006, NASA's Exploration Systems Mission Directorate (ESMD) объявило что  SpaceX and Rocketplane Kistler (RpK) выигрыли  Phase I of the COTS program.  NASA планировало  финансировать  работу победителей в рамках данной программы до 2010 года.. Спейс Х получила контракт на  $278 million; в 2011 Спейс Х получило дополнительное финансировние, и полный объем ее контракта составил  $396 млн Долларов.
By June 18, 2007, NASA подписало отдельное соглашение с 4 компаниями (в том числе Спейс Х) , по которому НАСА делилась с ними  имеющейся в распоряжении НАСА информацией для помощи им в разработке своих космических кораблей..
On December 22, 2008, NASA объявило о заключении контрактов на 20 полетов на МКС с Спейс Х (12 полетов за 1,9 млрд Долларов )  и Orbital Sciences Corporation (8 полетов 1,6 млрд),

Программа COTS была успешно завершена в 2013 году после того как 2 компании, SpaceX and Orbital Sciences, сконструировали, построили и запустили 2 новых космических транспортных корабля на двух новых ракетах носителях.

Чтобы понять важность (я бы сказал судьбоносность) COTS для Спейс Х надо просто заглянуть в прошлое, в 2006 год и посмотреть, каких успехов добилась к этому моменту Спейс Х?.. Успехов было немного – один единственный пуск F1, закончившийся неудачей..

А что было за плечами Спейс Х в декабре 2008 года, когда Спейс Х получил контракт от НАСА на 12 полетов на МКС ценой 1,9 млрд Долларов ?  1 (один) единственный успешный пуск F1 из 4 (четырех)  ее стартов! Ее надежность была 25%. До первого полета F9 оставалось  еще  целых полтора года!!!!

Мне кажется, что на вопрос какую роль сыграло государство в становлении компании Space X и достижении ей  на сегодня лидирующего положения на рынке пусковых услуг,   в этом посту дан однозначный ответ ..

Кто не слеп , да увидит…

И остается только мечтать о проявлении подобной государственной мудрости под нашими березами..




P.S. Уважаемые Читатели , автор сего поста крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего , если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре  или внизу слева  в виде синего сердечка (или не нажимать,  если, Вы нашли пост неинтересным/бесполезным . Это поможет Автору понять запросы  Аудитории и улучшить свои посты ..
Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Погода в Красноярске в начале июня установилась замечательная. И детские площадки ждут детей для игр.. И пион попался внезапно. Красивенький.. Как-то так нынче в географическом центре России в начале лета на детских площадках обстановка.. p.s. Ну, и ...
Собираясь в круиз на теплоходе Княжна Анастасия ,первым моим желанием было увидеть собственными глазами,что такое шлюз.Я много слышала про них,но ни разу в своей жизни не видела,вот так! Наше путешествие началось в Северном речном вокзале,который находится в акватории Химкинского ...
Выбрались с коллегами на природу. Многие приехали с семьями. Дети играют, взрослые общаются, шашлыки жарятся. У нашего нового сотрудника, здорового бородатого мужика, крайне любопытная дочь лет восьми. Постоянно подбегает и что-то спрашивает у отца. Далее интересный диалог, произошедший ...
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ   На японском острове Косима обитала колония диких обезьян, которых ученые кормили сладким картофелем (бататом), разбрасывая его по песку. Обезьянам нравился батат, но не нравился песок на нем. Сами ...