Слово пацана. Время остановиться и задуматься
evaevg — 19.01.2024 Я, возможно, неисправимый идеалист и очень наивный человек, но мне всю жизнь казалось, что цель искусства - делать людей лучше. Не учить, не развлекать, а именно делать лучше. Заставлять задумываться над этическими проблемами и над своей позицией в жизни - это, как минимум. Нет, развлекать, безусловно тоже, но если развлекать без какой-либо мысли - это уже не искусство, а шоу-бизнес. Да и под соусом чисто развлекательного шоу можно такое в головы людей заложить, мало не покажется. За примером далеко ходить не надо. Тот же "Слуга народа" - очень приятный ситком получился. Вполне себе забавный сериальчик, а какие последствия - это просто немыслимо. Впрочем, я не об этом.Ведь как работает любое произведение (книга, картина, музыкальное произведение, кинофильм, сериал, не суть) - оно воздействует прежде всего на эмоции. В отличие от науки, которая апеллирует исключительно к логике. Но просто воздействовать на эмоции - вышибить из зрителя слезу или заставить хохотать - мало. С этой точки зрения и куча дерьма в подъезде можно считать искусством (и, как показывают последние веяния, кто-то именно так и считает) - ну а чего, у меня сей перфоманс обязательно вызовет определенные эмоции. Но нет, это воздействие должно прежде всего будить в человеке мысли, подвигать его на размышления, нести какую-то идею. И я уверена (ну, поскольку я действительно чертова идеалистка), что это должны быть хорошие эмоции, высокие, направленные на то, чтобы человек становился чище, добрее, умнее.
Вот, к примеру, не так давно дали мне почитать некий рассказик. На мой дилетантский вкус рассказик был написан хорошо - на эмоции бил, и вообще, он мне показался весьма талантливым. Но вот беда - после него у меня возникла только одна мысль - пойти и убиться об стену, ибо наша жизнь - тлен, вокруг одни уроды и рыпаться не имеет никакого смысла. В том рассказе не было ни одного положительного персонажа. Более того, там даже нейтральных персонажей не было. А те, кто в начале хотя бы подавал какие-то надежды, в конце раскрывался так, что его хотелось прибить. То есть, мне транслировали мысль - все плохо, надежды нет. Но, повторюсь, с точки зрения художественности и языка, он был написан талантливо.
В последнее время такого рода вещиц (я даже не хочу их называть искусством, хотя некоторые вполне себе удастаиваются всяких престижных премий) - когда нам показывают вот такое вот, расплодилось немеряно. Грязные, нищие города, все персонажи - или алкаши, или извращенцы, или и то и другое вместе. Единственный герой, хоть как-то выбивающийся из общей массы, мечтает только об одном - куда-то свалить, но, как правило, все кончается плохо. И мне говорят - ты не понимаешь, это же правда. Так же бывает. Есть пьянство, нищета, есть грязь и убожество. И задача искусства ее, эту правду, показать - вот так, как есть, типа, а ля натюрель. А мне кажется, что такое вот намеренное выпячивание этой, и только этой стороны жизни - это тоже перегиб, и ничем не лучше сладких рождественских историй про милых и прекрасных людей, сплошь пребывающих в эйфории от перманентной любви ко всему. Истина, как водится, где-то посередине. И если показывать дерьмо, то одновременно с этим надо четко показать, что это не тотальное дерьмо, из которого нет выхода, а, напротив, подсказывать, какой выход есть, и доносить идею, что надо стремиться самому стать лучше и сделать лучше мир вокруг.
В общем, со вступительной частью я закончила. Перехожу к сути поста, а именно - к нашумевшему сериалу "Слово пацана".
Знаете, пожалуй, я не припомню, чтобы в последнее время о каком-то еще фильме или сериале писали так много. И главное - писали так по-разному. От "пропаганда подросткового насилия, запретить немедленно" до "явление в мировой культуре, всем срочно смотреть". И потому я решила, что я таки его посмотрю, этот сериал. Просто потому что раз такой резонанс, то надо же иметь собственное мнение по этому поводу. А собственное мнение я имею только тогда, когда ознакомлюсь с первоисточником, потому что позиция "не читал, но осуждаю" мне крайне не близка.
Тема сериала - вообще не моя. Проблемы подростков меня мало волнуют - сама я из подросткового возраста вышла, да и сын мой уже тоже. Единственное, что меня немного цепляло - это то, что действие сериала происходит в 89-м году, и героям там лет по четырнадцать, то есть, они мои абсолютные ровесники.
И, знаете, я не пожалела о принятом решении. Потому что, если первые две серии я еще как-то смотрела слегка отстраненно, и не сильно понимала, какую сторону принять, то, начиная с третьей - я пялилась на экран, раскрыв рот и даже забывала выбегать курить. И дело тут не в лихо закрученном сюжете, и не в том, что это очень качественно снято (тут я не специалист, черт его знает, что такое - это "качественно снято"). Дело тут в том, что этот сериал как раз про то, о чем я писала в самом начале. Он заставляет задуматься.
Я не знаю, что в голове у тех людей, которые считают, что там - пропаганда насилия. Если так рассуждать, то надо запретить все, начиная от Достоевского (там тоже, знаете ли, старушек топорами мочат). Никакой романтизации подросткового бандитизма там нет. Более того, любой человек, у которого есть хоть одна извилина, должен понимать, что ну его на фиг такой путь. Он тупиковый и ведет к очень неприятным последствиям.
Но самое главное - там все герои сложные. Там есть только один реальный отморозок, и только один безусловно положительный персонаж. Все остальные по ходу истории проходят каждый свой путь, и у них у всех есть право выбора. То есть вот эта вот отмазка "это не я такой, это жизнь такая", тут не прокатывает от слова "совсем". Герои - не жертвы обстоятельств, а вполне себе субъекты, сами принимающие решения. Ну, почти все. И с этой точки зрения, сериал действительно прекрасен.
Я не буду тут говорить про великолепную игру актеров, про очень достоверный антураж, погружающий нас в ту эпоху, я тут не специалист, пусть профессионалы это обсуждают. Я про идею, которую несет этот фильм.
А она, знаете, как ни крути - правильная. И вовсе не про то, что быть пацаном круто, а чушпаном -нет. Там вообще не про это. Там, если вдумчиво смотреть, авторы такие глубокие идеи поднимают, что напрашиваются аналогии с классиками, если хотите.
А насчет насилия... Ну да, драк там много. Но, во-первых, как без них говорить про такое. А во-вторых, по сравнению с той же "Игрой престолов" все эти сцены массовых побоищ - ну, такое, детский сад, да и только. Кстати,
И еще один момент. Раз уж я в прошлом посте про недоразумение про гардемаринов высказывалась про патриотизм... Вот, знаете, в гардемаринах, казалось бы, было все - и духоподъемная песня, и "наши победили", и какие-то фразы вроде бы правильные, и даже эпичный отъезд в закат на конях, а ничего, кроме испанского стыда у меня сие действо не вызвало. А в "Слове пацана" - ну, казалось бы, вообще не про это. И тем не менее...
Например, я вот в постсоветском кино ни разу не видела, чтобы тему войны в Афганистане раскрывали без страданий на тему "никому не нужной бойни" и "пацанов, погибших неизвестно за что". И вот, наконец, увидела. Потому что вот здесь это было дано совсем с другой стороны, и при этом - без плакатных лозунгов и эпичных отъездов в закат.
И Советский Союз там показан правильно. Поздний Союз, уже почти развалившийся, подкошенный перестройкой, но тем не менее без излишне черных тонов и замазывания дерьмом всего, до чего смогли дотянуться.
Так что, этот сериал - лучшее, что я просмотрела за последние лет семь. И не потому что там красивая картинка, потрясающие актерские работы или неплохой саунд-трек (кстати, татарская песня оттуда - это мощно, я ее себе скачала и слушаю). А потому что этот фильм заставляет задуматься. О добре и зле, о подвиге и предательстве, и трусости и смелости.
И о нем еще долго будут ломать копья, спорить до хрипоты. Одни будут убеждать, что это несомненный шедевр, другие будут требовать запретить. Я не знаю, кто из них прав. Но в одном уверена точно: пришло время остановиться и задуматься.
|
</> |