
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ


Несколько дней назад в США был арестован «продюсер» провокационного антиисламского ролика «Невинность мусульман» Накула Бассели Накула. Напомним, что результатом творчества Накулы стали многотысячные демонстрации протеста в исламском мире, были ранены сотни людей, несколько человек погибли.
(с)ITARR-TASS
Уже приходилось говорить о том, что почти одновременно с антиисламской провокацией Накулы в России была осуществлена антиправославная провокация, когда была совершена кощунственная и оскорбительная выходка трех панк-женщин в храме Христа Спасителя. События развивались очень похоже. Тоже были протесты, участницы хулиганской выходки были арестованы и получили срок.
В творческих биографиях наших и иностранных провокаторов тоже есть сходство. Наши совокуплялись в музее при детях и зрителях, совали мороженых куриц туда, где им не место, участвовали в маргинальных оппозиционных тусовках, рисовали оскорбительные гадости и в целом вели скотский образ жизни. Упомянутый Накула сидел в тюрьме за мошенничество, изготавливал запрещенный препарат метамфетамин, не платил налоги, пользовался номерами ворованных социальных карт. То есть и те и другие – маргиналы, которым надо было найти любой способ привлечь к себе внимание. А законы шпанистого жанра гласят, что для этого нужно только оскорбить кого-нибудь посильнее. Или осквернить что-нибудь, что дорого другим. Это они и сделали.
А вот дальше, после ареста, все пошло несколько иначе.
В защиту права на провокацию в России в храме Христа Спасителя поднялась сильная буря. Хулиганство и кощунство было объявлено «свободой творческого высказывания», «правом художника на критику», некоторые не в меру апологетически настроенные религиозные деятели предрекали участницам провокации судьбу «мучениц», ставя в один ряд с христианскими мученицами, международную репутацию России объединяли напрямую с судьбой подсудимых. Затем подключились свежие силы из-за границы. Участники провокации быстро стали «узницами совести», письма в их поддержку писали Мадонна, Маккартни, Стинг, Йоко Оно и пр. Поддержку поддержке последних, в свою очередь, оказала Amnesty International. Посыпались премии и прочие приятности, непременно сопровождающие мученичество в современном мире.
Накуле почему-то не повезло. Сделав, в принципе, то же самое – оскорбив религиозные чувства и усевшись в тюрьму, он оказался совершенно без внимания Стинга, Мадонны, Маккартни, на худой конец Ред хот чили пепперс или депутатов Бундестага. Никто не писал на спине и на майках Free Nakyla, западные кинематографисты не торопились посвятить ему фестиваль, Amnesty Internаtional не объявляла его не только узником совести, но хотя бы рассудка. Не сыпались протесты в Госдеп. Не объявлялась насквозь прогнившей судебная система США.
О чем это говорит? Или о том, что, как обычно, мы видим проявление двойных стандартов. Или о том, что Накула и его провокация, выходка в храме Христа Спасителя, ее дальнейшая раскрутка и поддержка – это не экспромт (или экспромт, случившийся очень вовремя), а стратегия. Сознательная попытка испытать на прочность традиционные ценности (случайно ли США проголосовали против предложения России в ООН защищать традиционные ценности? http://boris-yakemenko.livejournal.com/270206.html). Что хуже – каждый может решить сам.