ШЕРЛОК ХОЛМС: ПРОБЛЕМА РОДОСЛОВНОЙ
nikonova_alina — 22.12.2022Часть 2.Самым знаменитым и успешным среди членов семейства Верне стал, несомненно, сын Карло, Эмиль-Жан-Орас, более известный просто как Орас Верне (1789 – 1863).
Он родился в канун Великой французской революции за полгода до смерти его прославленного деда Клода-Жозефа. Вероятно, тот еще успел понянчить внука и ушел из жизни вполне умиротворенным в возрасте 75 лет (не так уж плохо для 18 века), так и не узнав о трагической судьбе своей дочери и внучки.
Согласно уже сложившейся семейной традиции Орас начал учиться живописи у своего отца Карло и дедушки по материнской линии Жана-Мишеля Моро Младшего, а потом в 1820 году поехал в Рим. Он как бы объединил в своем творчестве предпочтения деда-пейзажиста и отца-баталиста. Но кроме всего прочего, Орас был еще и дипломатом. Помимо художественной он сделал вполне приличную дипломатическую карьеру, выполняя различные поручения в странах Востока (в частности, в Алжире) и даже в России (там он побывал в 1840-1842 гг.)
Орас Верне начал служить еще при Наполеоне Бонапарте, а закончил – при Наполеоне III, и был востребован при всех режимах. Его путешествия служили для него источником вдохновения, а живописные штудии, возможно, неплохим прикрытием фактически шпионской деятельности, поэтому на его полотнах часто появляется Алжир и иные экзотические места, что помимо всего прочего прекрасно соответствует романтической моде на экзотику, существовавшей в то время.
У Ораса не было сына, в браке с Луизой Пюжоль, дочерью морского офицера и чиновника во французских колониях, у него родились две девочки, Луиза и Генриетта. И, несмотря на отсутствие прямого наследника мужского пола, в определенном смысле художественная династия Верне не прекратила свое существование. Дочь Ораса Луиза вышла замуж за Поля Делароша, весьма известного живописца романтического плана, мастера портретной и исторической живописи. Разумеется, Деларош не достиг уровня Делакруа или Энгра, то тоже был весьма востребован и популярен в свое время.
Поль Деларош (или де ля Рош) (1797 – 1856) тоже происходил из семьи традиционно связанной с миром искусства. Его отец был экспертом-искусствоведом и оценщиком картин, а дядя – хранителем кабинета гравюр в Парижской библиотеке.
Вообще-то при крещении Деларош получил имя Ипполит, Полем его звали дома, но неведомо какими путями это имя достигло ушей широкой публики, и Ипполит Деларош навеки остался в истории живописи Полем.
Начинал Деларош вполне типично для семейства Верне как пейзажист, но затем его интересы изменились, и он предпочел следовать традициям Жана-Антуана Гро, став историческим живописцем и портретистом. Сюжеты для своих полотен он часто брал из священной или обычной истории и, любопытно, что английская тематика встречалась на его полотнах также часто, как и французская. У него есть полотна, посвященный Карлу I и Страффорду, несчастным принцам, сыновьям Эдуарда IV, женам Генриха VIII, то есть самым драматическим и, в определенном смысле, криминальным страницам английской истории.
У самого Ораса Верне было, вероятно, по меньшей мере, две сестры. Одна, также как и ее тетка Маргарита-Эмилия и как племянница Луиза включила в семью Верне еще одну художественную ветвь. Она вышла замуж за художника-пейзажиста Ипполита Леконта (1781 – 1857).
Видимо, количество пейзажистов в одной семье в какой-то момент несколько превысило допустимые нормы, поэтому Ипполит быстро переключился на батальные сцены на злобу дня. Он писал много сюжетов из современной ему истории, став подобно своему тестю Карло хроникером революционных событий во Франции в 1830-х-1840-х годах.
Любопытно, что Ипполит Леконт был благородного происхождения, его семья была достаточно состоятельной, но, тем не менее, он избрал для себя тернистый путь профессионального художника, социальный статус которого в то время лишь немногим превышал статус простого ремесленника. Хотя вполне возможно, что у человека, чья юность пришлась на годы революционного хаоса, не было иного выбора, чтобы выжить. Аристократы в революционной Франции, как известно, чаще всего кончали жизнь на гильотине.
А вот его сын Эмиль (1821 – 1900), вернее Шарль Эмиль Ипполит, который взял себе двойную фамилию в честь одновременно и отца и деда – Верне-Леконт, пошел по стопам дяди Ораса. Он заинтересовался Востоком, но не пейзажами (сколько же можно!), а скорее типажами. Он писал восточных красоток из Египта, Эпира, Алжира, Туниса, ну и всевозможных местных колоритных персонажей: паломников, бедуинов, разбойников.
О существовании второй сестры Ораса Верне искусствоведы не упоминают, поскольку она не имела никакого отношения к миру искусства. Очевидно, она каким-то образом познакомилась с неким молодым англичанином, вышла за него замуж и уехала жить по другую сторону Ла-Манша. С вероятностью в пятьдесят процентов можно сказать, что фамилия ее супруга была Холмс, и что в этом браке она родила по меньшей мере одного мальчика, которому дали довольно оригинальное имя Сигер. В этой семье, похоже, вообще любили давать детям оригинальные имена.
Можно предположить, что, интересуясь своей родословной (хотя бы для того, чтобы определить происхождение собственных несколько нетипичных интересов, склонностей и способностей) Шерлок Холмс не мог не познакомиться с творчеством многочисленных представителей семейства Верне.
Трудно сказать, нравились ли Холмсу работы его предков. Он не настолько любил природу и море, чтобы интересоваться пейзажами Клода-Жозефа. Вряд ли его занимали походы Наполеона, лошади и революционные события во Франции первой половины 19 века, поэтому, вероятно, с произведениями Карло и его зятя Ипполита Леконта он познакомился достаточно поверхностно. Но вот восточные мотивы в творчестве Ораса Верне и Эмиля Леконта-Верне могли оказаться близки и весьма интересны для него. Не случайно во время его трехлетнего исчезновения, он путешествовал не по Европе, в отдаленных уголках которой он вполне мог бы затеряться, а отправился на Восток.
Возможно, он мог заинтересоваться и творчеством своего двоюродного дяди, Поля Делароша. Тот создал изрядное количество картин на самые драматичные сюжеты из истории, в основном французской и английской. Помимо Кромвеля, открывающего гроб с телом несчастного Карла I, с этой же трагической страницей английской истории связана картина «Солдаты Кромвеля, глумящиеся над Карлом I, захваченным в плен» и «Казнь Страффорда». За историей юных принцев, убитых то ли по приказу их дяди Ричарда III, то ли по инициативе одного из его придворных, а возможно и при смене династии Йорков на Ланкастеров, следует казнь несчастной Джейн Грей. Подобные сюжеты могли увлечь Холмса, особенно во времена его юности, поскольку за его холодным и рационально организованным умом время от времени просматривается весьма романтичное отношение к жизни.