Самые дорогие драгоценности Фаберже были созданы женщиной-дизайнером
dombusin — 27.03.2020В фирме Карла Фаберже, в период ее расцвета, работало около пятисот ювелиров и дизайнеров. И среди них – единственная женщина, вернее, молодая девушка, Альма Пиль.
Альма, шведка по происхождению, родилась в Санкт Петербурге, с детства увлекалась и занималась рисованием.
Дядя Альмы, Август Хольмстрем, управлял отделом огранки камней в петербуржской мастерской Фаберже. Когда Альме был 21 год, дядя пригласил ее поработать рисовальщицей – девушке надо было создавать художественные рисунки готовых работ фирмы. Параллельно она рисовала и собственные эскизы украшений.
Мастерская фирмы Карла Фаберже, крайний слева - дядя Альмы.
Однажды дядя показал покупателям среди прочих и эскизы Альмы – и получил заказ, а Альма получила место помощницы проектировщика. Молодой художнице было всего 22, когда наступил ее звездный час - фирма Фаберже взяла срочный подряд на сорок брошей от нефтяного магната, племянника Альфреда Нобеля.
Альма Пиль, 1911 г.
Деликатность и сложность заказа состояла в том, чтобы создать непременно очень оригинальные и при этом элегантные и не слишком дорогие броши. Они предназначались в подарок женам иностранных клиентов, а необычный дизайн был необходим, чтобы подарки не были похожи на взятки.
Выбором Альмы стала беспрецедентная для ювелирного искусства идея – морозные узоры из платины и бриллиантов, причем каждая брошь должна была иметь свой, неповторяющийся, рисунок инея и снежинок.
Подвеска из "морозной" серии Альмы Пиль
Зимние украшения Альмы вызвали огромный интерес, и ею была создана целая серия украшений в морозном стиле, венцом которой стало подарочное «Ледяное» яйцо для Нобеля с алмазными часиками внутри.
"Ледяное яйцо" с часами внутри по эскизу Альмы Пиль
После успешной работы с Нобелем Альму Пиль пригласили принять участие в работе над подарочным яйцом для Марии Федоровны, матери Николая II. В тот год, 1913, Пасха была ранней, и придуманный художницей «зимний» дизайн яйца стал, пожалуй, самым эффектным из творений Фаберже.
Полупрозрачная «ледяная» скорлупа яйца вырезана из горного хрусталя и инкрустирована тысячей мельчайших бриллиантов, сложенных в узор снежинок. Основание похоже на подтаявшую льдинку, оно тоже хрустальное, будто истекающее ручейками бриллиантов и платины.
"Зимнее яйцо Фаберже" дизайна Альмы Пиль, принадлежавшее Марии Федоровне
Внутри половинок хрустальной скорлупы спрятана бриллиантовая корзинка с анемонами из белого кварца и нефрита. На тот момент это было самое дорогое из яиц Фаберже – оно обошлось царской семье в 24 тысячи рублей (для сравнения, бриллиантовая венчальная корона Романовых стоила 20 тысяч рублей).
Но следующее творение Альмы Пиль стало еще более ценным – «Мозаичное яйцо», заказанное Николаем II для царицы Александры Федоровны, стоило 28 тысяч рублей, и это было самое дорогое из изделий фирмы Фаберже.
"Мозаичное яйцо Фаберже" дизайна Альмы Пиль, принадлежавшее Александре Федоровне
Яйцо имитирует вышитое крестом полотно с русскими мотивами, в составе цветных «крестиков» бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, хризолиты и топазы на платиновой основе. Внутри яйца был спрятан медальон с портретами детей императорской пары.
Верхняя сторона "Мозаичного яйца", украшенная по центру лунным камнем
После революции судьба наследия Фаберже была печальной – лишь несколько яиц осталось в Алмазном фонде, остальные были распроданы как «малоценные». «Мозаичное яйцо» принадлежит сейчас Елизавете II, а вот «Зимнее яйцо» много лет ходило по рукам и считалось уже утерянным, но неожиданно «нашлось» в начале 90-х годов. Оказывается, оно хранилось в Лондоне, и его тогдашние владельцы выставили его на аукцион.
В 2002-м году это яйцо было продано эмиру Катара за баснословные 9,6 млн долларов.
А что же сама Альма Пиль? За свою короткую карьеру в фирме Фаберже она успела поучаствовать в дизайне 2,5 тысяч ювелирных изделий. В 1917 году, когда мастерские Фаберже были национализированы и закрыты, Альме не было и тридцати лет.
Украшение по найденным эскизам Альмы Пиль
Вскоре Альма с мужем переселились в Финляндию, где художница до самой старости проработала обычным учителем рисования в самой обычно школе. О своей прошлой жизни она никому не рассказывала, и лишь после ее смерти в 1976 году родственники обнаружили альбомы с многочисленными эскизами украшений.
Альма Пиль (сидит) в окружении коллег-учителей
|
</> |