С днем рождения, автомобиль!
vikond65 — 23.10.2024Поздравляю всех водителей-автолюбитетей с сегодняшним эпохальным юбилеем. Ведь, если верить всезнающей "Википедии", ровно 255 лет тому назад, 23 октября 1769 года, впервые отправился в путь первый в мире самоходный экипаж с механическим (паровым) двигателем, созданный французским военным инженером Николя-Жозефом Кюньо. Интересно, что произошло это задолго до того как Джеймс Уатт в 1782 году разработал и запатентовал свою универсальную паровую машину.
"Паровая телега" Кюньо была военным грузовиком, предназначенным для перевозки пушечных стволов и ядер. Стволы подвешивались на канатах под платформой, а ядра и другие грузы складывались на нее. К сожалению, несовершенство машины, опередившей свое время, как минимум, на полсотни лет, не позволило ей вытеснить живую тягловую силу.
Но, как показывает современная реконструкция, система Кюньо была вполне работоспособна, хотя и довольно медлительна: максимальная скорость по ровной дороге — всего 5 км/ч. Ну, а о проходимости, вообще, говорить не приходится. При съезде с мостовой переднее колесо моментально "утонуло" бы в грязи или мягком грунте.
Кстати, наверное, не все знают, что французское слово "шофер" изначально означало "кочегар", поскольку шоферам первых паровых автомобилей приходилось перед отправкой в путь разжигать топки своих экипажей, да и по ходу движения — подбрасывать уголек или дровишки.
Машина Кюньо в парижском музее истории техники. Это был первый в мире трицикл с рулевым ведущим колесом, причем колесо поворачивалось вместе с силовым агрегатом.
Двухцилиндровый паровой двмгатель и храповая передача на колесо крупным планом.
Котел, совмещенный с топкой, работавшей на дровах.
Музейный макет-новодел.
Испытания "паровой телеги" завершились аварией. Несмотря на низкую скорость, водитель не справился с управлением и протаранил котлом каменную стену. Впрочем, железная рама котла оказалась более прочной.
Современная ходовая реплика машины Кюньо под управлением двух ровесников изобретателя.
Еще одно видео, показывающее устройство автомобиля. Безусловно, для середины XVIII века это небывалая, поистине революционная конструкция.
|
</> |