Мотостолб

Раз уж у нас сегодня речь зашла о моих любимых шедеврах стимпанка и раннего дизельпанка, грех не вспомнить, что 160 лет назад, в 1864 году немецкие изобретатели Николаус Отто и Евгений Ланген запатентовали гравитационно-атмосферный двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе и предназначеннный для промышленного применениия. Несмотря на свою, в общем-то, примитивность, он оказался в пять раз (!) экономичнее газового двигателя Ленуара, а потому впервые смог составить серьезную конкуренцию стационарным паровым машинам.
"Отто-Ланген-мотор" представлял собой изящную колонну или столб, внутри которой размещался цилиндр. Это было время красивых, а не просто утилитарных машин, поэтому ее нередко оформляли в классической архитектурной стилистике. Поршень в цилиндре двигался вверх-вниз на метр-полтора, в зависимости от размеров двигателя. Вверху крепился массивный маховик, на который движение поршня передавалось с помощью шестерни и зубчатой рейки.
Характерной особенностью мотора было то, что рабочий ход поршня осуществлялся не при его движении вверх под напором топливных газов, а при падении вниз под действием собственного веса, отсюда название двигателя "гравитационно-атмосферный". При "скачке" поршня вверх специальный храповой механизм расцеплял рейку с маховиком.
Двигатели Отто-Лангена выпускались полтора десятилетия. Их было продано около пяти тысяч штук, то есть, примерно в 10 раз больше, чем двигателей Ленуара. Многие из них сохранились до сих пор, в том числе и в исправном состоянии (жаль только, что не у нас). Работа одного из них показана в видеоролике. Внизу - чертеж "Отто-Ланген-двигателя" образца 1867 года, подборка музейных фотографий и снимок передаточного механизма крупным планом. Не правда ли, замечательная конструкция?


