С Днем Победы!
vad_nes — 09.05.202378 лет назад наши предки, граждане Советского Союза, совершили невозможное.
Давайте скажем честно – у них не было шансов выиграть ту войну. Просто не было – по всем параметрам. После таких ударов встают только в голливудских боевиках, а в жизни таких чудес не бывает. За первые несколько месяцев войны СССР потерял большую часть своего вооружения и едва ли не всю свою кадровую армию. В одной из книг про войну мне как-то попалось удачное сравнение: «Первые месяцы Великой Отечественной – это война с марсианами. Драка в расчете на то, что гусеницы фашистских танков поскользнутся на нашей крови».
Самое главное – страна потеряла почти все свои промышленно развитые районы. А вот это уже – приговор, который обжалованию не подлежит. Никакой героизм, никакая храбрость не смогут остановить вражеский танк, это может сделать только твой танк. Война – это не только и не столько героизм, война в первую очередь – это экономика. А мы в первые, самые страшные месяцы, потеряли территории, где была главная база нашей металлургии, где выплавлялось 64,7% чугуна и свыше 56% стали страны. В 1942 г. производство стали в СССР сократилось более чем вдвое.
И так – по всем статьям. По некоторым мы упали просто до нуля. Только один пример - в начале войны мы потеряли все действующие марганцевые рудники, у нас не было марганца, без которого невозможно производить спецстали. Просто – не было. У. Нас. Не. Было. Марганца.
Но имелись разведанные еще до войны два месторождения - в Казахстане и на Северном Урале. И горняки в невиданные в мировой практике сроки запускают добычу. Уже к началу 1942 г. Полуночный рудник на Урале отгрузил более 100 тыс. тонн руды, на Джезказганское месторождение только в мае 1942 г. стали поступать оборудование и материалы, а к концу года построенный рудник уже дал 83 тыс. тонн руды.
Деды просто пошли против всяких правил. Они не сдались, хотя сопротивление не только казалось, но и было бессмысленным, и начали отбиваться с безвозвратностью отчаяния. Дрались насмерть, не жалея никого, и себя - в первую голову.
Они превратили в военный лагерь всю страну, и слова «все для фронта, все для Победы» были никаким не лозунгом, а максимально корректным описанием происходящего. Нам, сегодняшним, просто трудно представить себе жизнь в режиме «дни и ночи у мартеновских печей». Это не строчки из песни, это правда жизни. У этих людей не было, к примеру, «каждую пятницу я - в говно». Просто потому, что у них не было пятниц. То есть, они, конечно, были, но ничем не отличались от других дней.
В этой стране не было выходных. Вообще не было – их разрешили только после войны. Не было, естественно, и отпусков. Уже через четыре дня после начала войны, 26 июня 1941 года, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" постановил отменить во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией, которую до окончания войны получить было нельзя. Отпуска предоставлялись лишь в случае болезни, по беременности и родам.
Все, других причин отдыхать не было! Все для фронта, все для победы.
Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день. А для работников заводов, не достигших 16 лет, – не более 2 часов в день. Напоминаю – в этой стране 12-14-летние стояли у станков полный рабочий день.
Одна из миллионов судеб - когда началась война, 13-летняя девочка Люда Зыкина бросила школу и пошла работать токарем на московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе – там давали рабочую карточку. На соседнем станке, кстати, работал такой же подросток Николай Чикирев, который позже станет директором завода и с которым Зыкина дружила всю жизнь.
И в таком режиме – без выходных и отпусков, работая на износ в прямом смысле слова - люди жили годами. Годами!
Наши предки просто уперлись на разрыв сухожилий. Они просто встали насмерть – все, от 10-летних пацанов до 70-летних стариков. И совершили невозможное.
Выстояли.
Победили.
Заплатив за эту победу полную цену. Сполна, до копеечки.
И нам – которые им кровь от крови – поминать их и помнить.
Всегда.
И нет большего греха, чем предать их память и отказаться от Дня Победы.
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, —
о погибших
помните!
(с) Р. Рождественский
|
</> |