рейтинг блогов

с больной головы на здоровую, или учим матчасть

топ 100 блогов mmekourdukova29.06.2018

В каментах (имею в виду самое начало ветки) опять встретила распространенное заблуждение,

- А чем, по Вашему, характеризуется это самый "Западный взгляд?

- Попытками передать индивидуальность, а не идею или архетип. Интересом к неповторимости каждой личности, стремлением обнаружить её или внести самому даже там, где мало исторических данных для этого. Посмотрите на мимику, где такую можно найти в чисто византийском подходе?

- по каковому поводу и пощу цитату из самой себя, с несколькими картиночками (а надо бы с тысячьюпятьюстами).

с больной головы на здоровую, или учим матчасть

...

время напомнить один важный исторический факт, не укладывающийся в рамки того «богословия иконы», которое корень всех зол видит в гуманизме, представляя историю христианской культуры по такой примерно схеме:

- Жил себе да поживал смиренный и аскетичный средневековый мир, создавая истинно благочестивые, на живых людей непохожие иконы, как вдруг (ох это «вдруг!») отрыли в Италии из-под земли античную статую, взглянули на неё – и тут же взбесились: давай ваять и писать живоподобно, давай выражать человеческие эмоции! Грянул Ренессанс, затопил из Рима всю Европу. А потом латинцы и в православный мир занесли эту заразу[1], и только одни старообрядцы удержали светоч и передали его прямо в руки Л. Успенскому, который и поспешил вновь пролить в православный мир открывшуюся ему премудрость неживоподобия и безэмоциональности.

Схема всем хороша, кроме одного:

всё было наоборот. Ренессанс и гуманизм «придумали» не латинцы, а византийцы, не римо-католики, а православные. И как раз в историческом контексте противостояния Риму, в поисках религиозного самоопределения. И ничего не нужно было грекам рыть из-под земли, никаких античных америк они «вдруг» для себя не открывали – сокровища античной культуры во множестве пребывали «на поверхности», перед глазами христиан, особенно в цветущем и ухоженном Константинополе – не то что в Риме, на рубеже двух тысячелетий превратившемся в помойку.


с больной головы на здоровую, или учим матчасть

Реминисценции эллинистического искусства постоянно присутствовали в искусстве времен единой Церкви – несомненно, они были одной из причин иконоборческого кризиса, заставившего христиан наконец осмыслить свои художественные и антропологические принципы, начать сознательнее, избирательнее, целенаправленнее черпать стилистические находки в античном наследии. Торжество Православия над последней ересью породило немалый всплеск такого сознательного и избирательного следования античным моделям в стилистическом плане, с целью развития, обогащения и уточнения христианской антропологии. В научном искусствоведении этот всплеск получил название Македонского ренессанса (IX - XI вв.).

В рамках этого территориально и стилистически греческого ренессанса и случился Великий раскол, при котором «стилистически возрождавшаяся», «гуманизировавшаяся» часть единой Церкви отделилась от стилистически и антропологически косневшей. Именно эта, восточная, пережившая «первый ренессанс» часть единой Церкви и стала впоследствии называться православной.

с больной головы на здоровую, или учим матчасть

(досюда был 11-й в., дальше пошли Комненовский и Палеологовский ренессансы)

с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть



А примерно через три столетия последовал еще один «восточный» ренессанс - Палеологовский. Толчок к новому и сильнейшему всплеску целенаправленной ревизии античных стилистических богатств был дан первым значительным и болезненным столкновением Западного и Восточного христианства – нет, не анафемой и отлучительной грамотой 1054 года, а взятием Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Гнусное поведение сошедшейся со всей Европы солдатни, в течение трех дней грабившей и разорявшей великий город, жемчужину христианской культуры, варварское уничтожение святынь не только ради расхищения золота и драгоценностей, но и просто так, из хамского куража, нанесло глубокую рану самосознанию православных греков – да и русских паломников тоже. С этого момента восстановление и умножение божественной красоты стало для православного мира важнейшей статьей самоопределения по отношению к миру латинских дикарей. Отсюда берет начало Палеологовский Ренессанс, новые мозаики Софии Константинопольской, фрески Студеницы и Сопочан, Перивлепты Охридской и Николы Прилепского. Именно здесь, под кистью православных художников, пространство приобрело глубину и «обстроилось» развитым пейзажем, возникли атлетические фигуры в живых, полных выразительности позах, до иллюзорности сочно вылепленный объём, дышащая жемчужной розовостью живого тела карнация, точная анатомическая моделировка и классическая архитектоника драпировок.

Но и это ещё не всё (тем более что всё описанное уже встречалось, в той или иной степени, в церковном искусстве). В первое столетие после Великого раскола, и именно в православном мире, Христос распятый впервые не только был представлен обнаженным (на Западе Его все еще изображали в длинной тунике, даже с рукавами), но и приобрел характерный плавный изгиб тела и рук, смежил вежды и склонил главу с тем выражением глубокого, но не обезображивающего страдания, которое и по сей день сохраняется в православной трактовке этого сюжета. А распятия Запада в это время всё ещё представляли Христа стоящим по стойке «смирно», с пряменько разведенными руками и открытыми глазами на грустно-удивленном, а чаще вообще лишенном всякого выражения лице.


с больной головы на здоровую, или учим матчасть

Это в православном мире, а не в католическом Богородица в той же сцене Распятия впервые скорбно склонилась на руки потрясенного Иоанна, впервые в Благовещении взволнованно встрепенулась навстречу архангелу Гавриилу; впервые жены-мироносицы в священном ужасе отпрянули от Ангела на Гробе, впервые возникла сцена Оплакивания со всеми приличествующими ей эмоциями.

(о, это ещё одна 11 в.)
с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть


с больной головы на здоровую, или учим матчасть


Впервые композиция Успения Богородицы потеснила, а затем и заменила собой на западной стене храмов сцену Страшного Суда, тем самым связав для православных христиан тему смерти не с грубым списком казней за грехи, а со светлой печалью прощания с миром и надеждой на встречу с милующим Богом.

В православном же мире новый тип богородичной иконы – «Умиление» – не только возник впервые, но и – как раз начиная с XIII века – приобрел широчайшую популярность, впервые выразив и поныне не утратившее актуальности отношение Церкви к Богородице как к теплой заступнице, Матери всех к Ней прибегающих. Латинский же Запад ещё долго не решался представить Богородицу иначе как отстраненно-царственную фигуру почти что жрицы или богини. А когда наконец решился придать Матери и Младенцу положение нежного взаимного объятия, долго не мог справиться с неподатливым выражением их ликов – не давалось Западу умиление, да и всё тут, вплоть до начала
XIV века не давалось. И красота человеческая тоже не давалась - ни женская, ни мужская. Стоит однажды проехать по городам Умбрии, Тосканы, Брешии, навещая местные музеи и храмы, чтобы отдать себе отчет, насколько она не давалась, насколько жалко и мучительно некрасивыми – в каждом регионе по-своему – были Мадонны и святые на иконах Запада в XII - XIII веках – при том, что декоративные качества этой живописи могли быть очень высокими. В Риме же в это время дела обстояли еще того хуже. В православном мире Мануил Панселинос уже расписывал Протат в Карее, уже святые лики дивной человеческой красоты глядели со стен и сводов монастырей Бронтохиона и Грачаницы, храмов св. Апостолов в Салониках и св. Никиты в Чучере – а наши братья-католики все еще бились как рыба об лед, трудно карабкаясь по ступеням восхождения к образу внешне и внутренне прекрасного человека. И первыми достигли какого-то результата художники тех областей Италии, где работали греческие мастера или сильно было греческое влияние. Минимум на столетие опередил православный Восток католический Запад в разработке новой иконографии, в овладении пространственной глубиной и пластической анатомией, в изображении тонких душевных движений и состояний, в том углубленном проникновении в человечность, которое через семь столетий будет объявлено падшим и приписано Западу!




[1]

На случай, если читателя коробит от этого термина, указываем, что это не наша иронически-полемическая гипербола, а определение Л. Успенского, неоднократно повторяемое им в его классическом труде.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    В английском языке есть выражение, которое употребляется, когда человек оговорился. Если перевести на русский – «язык поскользнулся». Когда я писал свой прошлый пост, у меня, видимо, поскользнулся палец на клавиатуре, и получилось, ...
Оригинал взят у isurok в Олимпиада глазами иностранцев. Вчера знакомая швейцарка прилетела из Сочи. Она выражает все происходящее там свежеузнаным словом "писдетс". Дорог нет, ничего не готово. Она со своей конторой будет там заниматься едой для спортсменов. Олимпийский ...
Чем больше дать технической информации на подумать - тем меньше будет комментов ... Сам согласен, что писать надо проще и понятливей, но все же есть много вещей, которых ну низзя свести только к пониманию - куда же мне бежать если чО* ... Иметь мешок гречки и правильную удобную обувь, плюс ...
До меня доносились слухи по поводу Кобзона, но я даже не думала, что это, оказывается, санкции такие:)) Ну что тут скажешь... Бред? Бред. Вчера супруг показал мне совершенно великолепные стихи Леонида Каганова. Смеялись в голос. Кто еще не читал этого шедевра - делюсь!:) 18 февраля 2015 ...
Сейчас в Подмосковье проходит ежегодный сырный фестиваль у Олега Сироты «Сыр! Пир! Мир!» 2019 (с 9 по 11 августа) — масштаб наплыва фермерских сыров впечатляет, по сравнению с прошлым годом мероприятие приобрело просто эпический размах. Даже отвратительная погода не помешала иметь пробки ...