почему я подозреваю фейк

топ 100 блогов mmekourdukova29.05.2018

По поводу вчерашнего реликвария, отдельным постом – потому что касается не одного только этого реликвария, а общие правила.

почему я подозреваю фейк

1. В настоящем средневековом стиле не бывает так, чтобы личики удавались (были анатомически правильны, пропорциональны, с удачным выражением – для святых, для Христа и Богоматери в особенности, удачным и точно найденным) – а всё прочее удавалось меньше. Немыслимое дело, чтоб личики вышли хорошие, а драпировки бывали по местам не шибко уверенными, архитектура примитивной, ботаника рудиментарной (мох да грибы), и позём разделанным под орех какими-то условными кое-как набросанными геометрическими паттернами.

Это бывает только с современными двоечниками из «традиционныхъ» постсоветских иконописных школ. А для средневековых художников человеческое лицо было самым сложным и ответственным объектом изображения и удавалось-давалось всегда труднее деревьев, горок и тряпок. Представить себе, чтоб автор удачных личиков промахивался в распределении складок на скатёрке, или веток на дереве, невозможно – это как если бы прима косячила и хромала в партии кордебалета.

В нашем реликварии, в частности, личики принадлежат резцу мастера, хорошо знакомого с самолучшими византийскими достижениями или даже попросту грека, вот, например, в Лаводьё имеются такие фрески, что спрашиваешь себя, насколько близко стоял автор к этим византийским еретикам, уж не еретик ли он сам? А вот позём и деревца на пластинах реликвария засобачены как бы дремучим варваром – но без уверенности, без энергии и четкости сего последнего.

2. Средневековые художники любили надписи и вообще букаффки, в известном смысле сакрализировали эти значки, так чудесно запечатлевавшие словеса. Охотно и с любовью включали их в композицию, даже и там, где прямой необходимости не было. Удачно пользовались ими как орнаментом, разбивая мелким ритмом – крупные членения. Даже самые тупые деревенские халтурщики в 12-13 вв. непременно подпускали буковок в свою отважно-криворукую богомазню. А наш реликварий, такой стилистически и иконографически продвинутый, и вдруг здрассьте! – инскрипшен-фри.

3. Средневековые художники строго иерархически дозировали-распределяли свое художественное внимание между объектами изображения. Лица и затем фигуры-одежды персонажей – самые проработанные, детализированные, украшенные. Самого красивого цвета. А остальное по остаточному принципу. Такого не бывает, чтоб одежды персонажей оставались гладкими, с одной только скромненькой гравировочкой, в то время как какие-то там грибовидные тополя, подскамейное пространство и водичка в тазике удостаивались эмалевой расколеровки. Средневековый-то художник о Боге Воплотившемся думал, и Ему всё самое лучшее приносил. Это только стилизатор думает только про как бы в стиль вмастить, да желательно с минимальными творч- и трудозатратами.

4. Ну и иконография. На Западе искони прекрасно умели и любили сочинять ее самостоятельно, т.е. расставлять персонажей НЕПОСРЕДСТВЕННО СОГЛАСНО ТЕКСТУ ПИСАНИЯ, мимо готовых византийских схем – да они тех схем и не знали. Сотни романских капителей, сотни квадратных метров романских фресок до нас дошли – и везде видно, что эти христианизированные варвары думают сами, своей головой, и что у нех нету на удобной полочке альбомов с репродукциями и папок с прорисями. Сколько памятников, столько и решений, я владею своим ремеслом – значит, могу нарисовать ВСЁ, и костыли мне не нужны. А в нашем реликварии чота больно много прямых цитат, да ещё и из совершенно разных византийских и романских памятников 11 – 13 вв. Из Сан-Марко мы попадаем в Осиас Лукас, из Николы Чучерского в Афанасия Музаки, а по углам на затычку вытарчивает какой-нибудь Ковер из Байё. Нет уш. Пэтчворковому, или клиповому, сознанию в начале 13 в. ещё не было места в нашей Церкви, хоть на Востоке, хоть на Западе. Каргокульт уже был, случался, да – но а вот пэтчворк ещё нет.

Он появится позже. Только после падения Константинополя. И появится именно на Востоке, а не на Западе.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Не будь волшебником - будь магией. /Леонард Коэн/ Взрослый творческий человек - это ребенок, который выжил. /Урсула Ле Гуин/ Вы не сможете сделать снимок одной только камерой. Вы привносите в нее все фотографии, которые вы видели, книги, которые ...
Венгерская студия анимации Delov Digital выпустила рождественское видеопоздравление с Чаком Норрисом в главной роли. Ролик, который за два дня посмотрели 4 миллиона человек, пародирует нашумевшую рекламу Volvo, в которой снялся Жан-Клод Ван Дамм. Стоит заметить, что в оригинальном ...
Привет, друзья! Сегодня в России праздник - День Независимости. Испытываю по этому поводу бурные благодарственные чувства, - посреди недели организовался дополнительный выходной! Вообще, поводов для лотереи куча: 1. Собственно праздник (и выходной день!). 2. В честь того, что у меня ...
Посмотрела несколько серий «Манюни», соблазнившись навязчивой рекламой и в некоторой надежде, что «не нашедшая у меня отклика» книга преобразится во что-то милое и забавное. Но нет. Сериал в полной мере отражает дух книги (так что, если вы читали с восторгом, то скорее всего будете и ...
                  ...