60-е: икона в доме
mmekourdukova — 11.05.2018В
«Бриллиантовой руке», 1968 г., все, конечно, помнят икону в
квартире контрабандиста Козодоева.
Икона в доме, на языке массовых понятий того времени, обозначает,
что хозяин жилплощади – человек недалекий, трусливый, погрязший в
предрассудках, ненадежный, бесчестный, развратный. Врагнарода и
изменникродины,короче.
А я тут неожиданно наткнулась на ещё одну икону в доме киногероя 60-х.
Правда, американских 60-х.
«Лолита» Стенли Кубрика мне не понравилась настолько, что посмотрела я ее всю за полчаса, перематывая. Но икона-в-доме даже за эти полчаса успела все глаза намозолить. Здоровенный такой русский складень на почетном месте в уйутненьком гнёздышке Шарлотты Гейз. В комплекте с портретом покойного мужа и аляповатою урною с его же прахом – такой как бы духовный уголок в доме хозяйки. В кадре складень появляется неоднократно, и не где-то на заднем плане, а «обыгрывается». Около складня происходит спецостановка в ходе первой экскурсии Гумберта по дому. На фоне русской иконы Гумберта допрашивают насчет его религиозных убеждений. И на ея же фоне, или лоне, Шарлотта рыдает, добравшись до мужнина заветного дневничка.
Гейзиха у Кубрика – ещё тошнотворней, чем у Набокова. Просто карикатура, без снисхождения. Взбесившаяся корова в густом перманенте и стоячем макияже. Безмозглая назойливая пошлячка, тупая консюмеристка. Оскорбляющая наш вкус до мозга костей всяким своим словом, жестом и гримасой.
Ну и вот,
«византийская» икона в ее доме как раз это самое и обозначает. На
языке массовых понятий того времени.
(картинку со складнем я не нашла, пусть будет эта, тут Гейзиха с
кошичкой - видите, какая у ней кошичка?)
А любопытно,
был ли в курсе творческого замысла Набоков или он же Кубрику и
посоветовал.
|
</> |