райские тернии и волчцы
mmekourdukova — 28.04.2018
Получивши на рецензию книжечку по теории иконы,
даже скорее руководство для младых иконописцев, от которых, как
справедливо там в предисловии замечено, больших чудес что-то не
видать, - читая методические выкладки и разглядывая сотни
методических картинок – впрочем, нового-в-практическом-смысле я там
не встретила ничего, по сравнению, например, с курсом формальной
композиции, который я проходила в начале 80-х под руководством
грамотного дизайнера, учившегося за границей во Львове сразу
после Второй Мировой –
- так вот, читая и разглядывая всё это методическое, я внезапно была поражена тем, насколько беспомощен оказался автор на собственной своей иконе, решая очень простую композиционную задачу распределения райских кусточков вокруг фигуры Раха Разбойника Благоразумного. Понятно, что «канон», то есть тяжелое культурное наследство в виде священных образцов отечественного маньеризма давит на моск с непреодолимой силой, но всё-таки! Это ведь всего только деревья! Неужели хотя бы при их насаждении нельзя выйти из-под «канонического» гнета и включить собственную голову? Неужели нельзя было избежать хотя бы -
- клякс за перекладинами креста, упёршихся вдобавок в раму? При том, что поле иконы в целом выглядит пустоватым – и воттенате такая свалка над уже и без того перегруженным плечом;
- уткнувшейся в локоть слева ветки, или части кроны, этаким поперечным зонтиком, над которым торчит бледно-красненький аппендикс, никак не связанный с логикой движения ствола?
- кровавого остролапого паучка, выросшего из плеча слева, прямо против подмышки, брр?
Вот так я распереживалась (слово, охотно
употребляемое православными). Но что было со мною, когда я зашла в
Гугл, намереваясь освежить в памяти исторические исходники!
Исходники-то я нашла (и с ними всё ясно), но только тут и поняла,
что кривое распределение покляпых берез под кистью теоретика и
преподавателя было ещё повидлом по сравнению со средней
температурой по больнице. Покажу несколько коек - и это ещё не
самые безнадежные.
1
Жирные бесформенные кляксы кислотной раскраски, похожие на куски
мха, которыми плотно, по контурам, заткнули дырки в небе.
2
Вот верные канону репродукции оригинала
товарисчи!
В оригинале-то по крайней мере эта окрошка вся прозрачная была,
легкая. И сами деревья, отдельно взятые, там были культурно
нарисованы, твердой тренированной рукой. "Копия" же довела исходник
до законченной шизофрении.
3
Тут значительно лучше.
Если бы не внезапный раскисший зонтик против ладони Разбойника -
отчего это он сдох увядши, спрашивается? да и недодеревце из
локтевого сгиба тоже как-то двусмысленно на нас смотрит;
Если бы не толстож.пая трава, особенно там, где она прилипла к
голени.
Если бы не кильки в томате под ногами.
4
Эта растительность тоже была бы ничего так, если бы не -
- изломанные, брейк-танцующие стволики,
- клякса под локтем,
- травища на порядок жирномясистее дерев.
5
Желтый, красный, синий и зеленый - надо непременно использовать все
фломастеры в пачке.
И рисуночек крон дерев - забираю себе в образцы, в постинг про
фестонобесие.
6
Тут деревья вобчем почти не страшные, если не считать растущего
вокруг руки, но зато тут позём - супер! У меня слов нет для
достойной характеристики этого бепомощного убожества, больше всего
похожего на композиции из оливье, украшенного свекольными цветами,
вот что дамы в фейсбучиках постят на НГ.
7
Тут могло бы быть неплохо, если б сделать легкий позём, найти
пристойное место для надписи и убрать к лешему голубя с оторванным
крылом, испражняющегося широкой кровавою струею.
8
Тут чуть попустыло.
Кроме - опять! - влипшего в крест деревца, и, ээ, незамутненных
контуров холмов, об которые раздавлены кроны низлежащих дерев.
И невозможной грязи в пельменях горках внизу.
Александр Стальнов один управился достойно.
Кроме волосатой подмышки, даштожтакоэ.
Ну и настоящего византийского тоже покажу на
загладку.
Просто чтоб напомнить, что «быть православным» не обязательно = «страдать глубоким нелеченным маньеризмом в терминальной стадии».
|
</> |