о вчитывании смыслов в двенадцатый век
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Ответ на загадку, неожиданно оказавшуюся такой неразрешимой, вынесу отдельным постом, поскольку образовался дополнительный повод для этого.
Так
вот, две загадочные фигуры по сторонам распятия в тимпане южного
портала аббатства Сен-Жиль-дю-Гар – это Новозаветная Церковь и
Синагога. Первая заступает на царство, вторая низвергается. Эта
аллегорическая парочка была популярна и на Востоке, и на Западе
начиная как минимум с 12 в., и охотно изображалась как в живописи
станковой, монументальной и миниатюрной, так и в скульптуре.
Церковь обычно в виде дамы в царских одеждах, с развернутым
знаменем и законной благодатной гордостию на лице, а
Синагога, то есть «неплодящая ветхая Церковь», - в
лохмотьях, со знаменем на сломанном древке, часто с завязанными
глазами. Церковь Новозаветную вводит во владение Ангел, и другой
Ангел выгоняет с исторической сцены Синагогу. Бывали и ещё более
насыщенные символикой изображения, но это уже скорее по части
совсем отвязного «богословского» стёба и курьёза, мне лень на них
останавливаться. Русскому человеку это назидательное
противопоставление должно быть хорошо известно через знаменитое
Распятие кистей Дионисия.
Ну то есть я думала, что оно хорошо известно – раз икона известная.
Ан нет. Кажется, большинство народонаселения думает, что это четыре
ангелочка летят в одном направлении, ну и пусть себе
летят.
А почему у меня есть дополнительные основания трепетно относиться к правильному чтению сюжетов древних памятников – вот тут Папа навычитывал, или навчитывал, нестандартного богословия . Это, правда, было год назад, но во ф-ленте об этом заговорили сегодня, так пускай уж будет. Кому лениво читать всё – в двух словах: там Христос весьма амбивалентно и неприятно сравнивается с диаволом, и раскрывается «тайна Иуды», якобы спасенного (сильно, больше всех, испачкавшимся) Христом. И, разумеется, все эти глубокие смыслы «на самом деле» были явлены ещё нашим далеким предкам, и подтверждение тому – вот эта капитель из Сен-Мадлен в Везле, 12 в., где Христос якобы несет на плечах висельника Иуду, какбе Пастырь Добрый овечку.
«Капитель 12 в.» в действительности была изваяна не
Андрейрублёвым средневековыми тайнозрителями, а
борзой реставрационной командой Виолле-ле-Дюка в 1840-х годах,
когда романтической волной под предводительством Проспера Мериме
захлестнуло весьма многие романские развалины Франции. С одной
стороны, конечно, без Мериме оно бы всё просто рухнуло, но с другой
– новостроя и новодела к романской архитектуре тогда было подмешано
в пропорциях совершенно бесстыжих. Ну вот как с нашей
Рублевской-Троицей поступили Чириков и компания, так и у них с
Мариинским аббатством в Везле.
Капителька, столь вдохновившая Папу, - не что иное как новодел, и в наши дни совершенно не представляется возможным 1)установить, насколько ее иконография соответствует попорченному и пропавшему исходнику, 2) (если допустить, что иконография восстановлена точно) установить, чтО этот исходник «хотел сказать».
Уж во всяком случае – персонаж с мертвым телом на плечах НЕ изображает Христа. Античная палеохристианская аллегория Доброго Пастыря в 12 в. была совершенно не актуальна и не популярна, наоборот – ценилась прямая и «похожая», узнаваемая икона Христа. Спаситель повсюду, в том же Везле, изображается традиционно одетым в долгие хитон и гиматий, с крещатым нимбом. Что же касается Иуды, то как раз в 12 в. на Западе его стали охотно изображать сидящим на коленях у аццкого Сотоны, в композиции Страшного Суда. Как бы в тёмный преисподний пандан иконографии Троицы Новозаветной, вошедшей в моду на Востоке именно в этот период. Т.е. никакого оправдания и всепримирения, а наоборот совсем.
По
всем пунктам это «вчитывание» - мимо, мимо.
|
</> |