два признания

топ 100 блогов mmekourdukova21.06.2018

"В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей! Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетливые складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи..." (Б. Беренсон) , был встречен сегодня здесь .

"Человеческое тело на иконе, кстати, тоже строится необычно. Пропорции, скажем, предплечья, локтя, кисти могут быть произвольными. Любая часть человеческого тела, взятая сама по себе, может быть вопиюще неузнаваема. Но все вместе они создают удивительную гармонию. Всё построение иконы настолько гармонично, что, лишь вглядевшись, начинаешь обнаруживать «уродства». Связано ли это с незнанием анатомии?"(Андрей Кураев)

Вроде бы никакой разницы по сути, да? И там и здесь человек 20-го века говорит о средневековой иконе, о том, что люди на тех древних картинках представляются нам уродливыми.

Ан есть разница.

Первый эпатирует (буржуазного) читателя, бравирует своим умением абстрагироваться от каких-то одних качеств произведения в пользу других, увидеть сквозь стиль, технику и технологию – живых людей, и сквозь предписанное традицией вИдение в этих персонажах Младенца Христа и Матери Божией – живых же людей. При этом он нисколько не теряет способности разбираться в том, от чего он на минутку абстрагировался, т.е. в стиле произведения. Мало того – он на этом собаку съел, это его профессия и, надо полагать, любовь. Он любуется очень сложной, тонкой, веками складывавшейся игрой, которую ведут христианские художники со зрителем. Он наслаждается особенным условным языком, на котором они говорят о божественной красоте, он в совершенстве знает и этот язык, и множество других, на которых говорили до Леонардо и после Леонардо, и прекрасно может, чуть прищурившись и войдя в, скажем так, струю известного ему языка, увидеть божественную красоту Богоматери и Младенца с леонардовой картины, или с любой другой до-академической иконы.

А второй? Там, конечно, нечленораздельно, но главное можно понять. И ему тоже люди со средневековых изображений видятся уродами, но партийная линия велит их нахваливать. Он и нахваливает. Языков при этом он не знает никаких – ни языков русских иконописных школ, ни языков художников средневекового Запада, ни Софрина. И красоты не увидит нигде – разве что случайно. И все его контакты с иконами были, суть и будут не драгоценным опытом по вопрошанию себя – что я люблю? Чего не люблю? Что я люблю больше всего, ещё больше, ещё лучше? – а либо отупляющей потерей времени, либо принуждением себя к восхищению безобразным.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже публиковал длинный список обещаний Путина бороться с ростом тарифов на ЖКХ. Публиковал официальные данные Росстата по расходам россиян на ЖКХ, которые показывают, что все эти обещания Путина не стоят и выеденного яйца, так как машина по выкачке коммунальной дани с россиян ...
Продолжим наше знакомство с Нерехтой. В прошлый раз мы как раз дошли до церкви Богоявления Господня. Именно ей и будет посвящен сегодняшний пост: Церковь эта была построена в 1710-1725 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строилась церковь на средства местного купца Федора ...
Дамы, вопрос срочный и важный! Я живу в Хургаде, у нас, как все знают, полетные программы расфигачили. И на этом фоне у нас прекратились поставки ирландского Симилака. Остались только египетские детские смеси на пальмовом масле и с расширенной таблицей Менделеева в составе. Мелкому 11 меся ...
( Read more ... ...
Просто из японских терминологий (было на мейл.ру): Инсеки Дзисаку — самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся; Канси — смерть по убеждению, в быту к нему прибегали обманутые и брошенные супруги; Дзёси — самоубийство влюбленных; Ояко синдзю — самоубийство ...