С больной головы - на больную, или надо ли поступать на истфак?

топ 100 блогов navlasov18.11.2017 На днях С больной головы - на больную, или надо ли поступать на истфак? sototh_yog скинул мне ссылку на текст под интригующим названием "10 тезисов о том, почему не надо поступать на истфак". Вообще говоря, в последние годы практически вся публицистика, которую я читаю, попадает ко мне именно так - кто-то скинул ссылку либо поделился в своей ленте в социальной сети. Любопытный феномен, но речь сейчас не о нем. А о злополучных тезисах.

Их автор - выпускник исторической магистратуры неназванного (но, судя по тексту, московского и довольно известного) вуза. После шести лет учебы он осмысливает свой опыт и пишет о том, что на истфак в России поступать ни в коем случае не надо - с историческим образованием у нас "что-то не так".

О проблемах российского высшего образования я сам пишу много и часто. Но в данном случае, на мой взгляд, высшее (историческое) образование как раз не при делах - источником описанных в тексте проблем является в первую очередь сам автор, который, как часто бывает, вовсе не спешит это признать.

Начнем с мотивации. Зачем люди поступают на истфак? В идеале - для того, чтобы получить профессиональную подготовку в области истории. Собственно, этому там и учат. Надеяться, что на истфаке из тебя сделают, например, маркетолога, довольно глупо. Если хочешь быть маркетологом - поступай на маркетинг. Да, в реальности ситуация такова, что на исторические факультеты приходят люди, которым история и даром не нужна, просто проходной балл на истфаках ниже. Но тут все претензии - к самим себе.

Зачем поступил на истфак автор статьи? Он сам говорит об этом достаточно откровенно:

Когда я поступал на истфак, то тешил себя мыслью, что получу базовое, фундаментальное гуманитарное образование и смогу потом пойти учиться и работать в любую смежную сферу (СМИ, управление всякими социально-культурными проектами, бизнес в сфере образования). Этими же словами тешил меня тогдашний и нынешний декан факультета.

Декан факультета был абсолютно прав. Я знаю много выпускников истфака, которые работают в самых разных сферах - от PR и телевизионной журналистики до органов власти и внешнеторговых компаний. Причем только малая часть из них проходила какое-то дополнительное обучение. Другой вопрос, что построить успешную карьеру с любым образованием сейчас не так просто - социальные лифты движутся с большим скрипом. Но не истфак в этом виноват.

Двинемся дальше. Поступив в бакалавриат, автор статьи занялся... как Вы думаете, чем?

За время обучения я проявил большой интерес к научной деятельности и как настоящий историк сидел в архивах (не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге), писал научные статьи, выступал на конференциях и принимал участие в настоящих взрослых научных грантах! В общем, для бакалавра у меня был полный набор, взрослый академический послужной список.


По сути, автор активно готовился к карьере академического историка... которым изначально быть не собирался. Налицо явное противоречие между стратегией и тактикой. Время, убитое на статьи и конференции, вполне можно было бы потратить на дополнительное образование в смежной сфере (как многие студенты и поступают). Каков же был итог?

К концу 4 курса я начал задумываться о выборе магистратуры и понял, что надо попробовать что-то смежное. И тут меня осенило. Я в доску гуманитарий. За четыре года научился анализировать источники, писать и исследовать, но при этом у меня осталось огромное количество пробелов, которые не позволяют мне поступить на социологию, культурологию, филологию. Про менеджмент, экономику я молчу, хотя были случаи, когда мои однокурсники замахивались на такое и поступали. Я начал думать о том, почему так вышло. Учился отлично, брал максимум от научной деятельности, писал много работ, участвовал в проектах, учил древние языки…

Человек четыре года учился на истфаке, в процессе делал все, чтобы освоить профессию историка, и в итоге стал профессиональным историком с полным набором соответствующих навыков. Парадоксально, не правда ли? И почему же так вышло-то, а?

Отдельно пару слов о магистратуре. Все, кто работает с магистрантами, жалуются на то, что компания подбирается исключительно пестрая, с разным уровнем и профилем подготовки. В одной аудитории в итоге сидят международники, журналисты, социологи... Для выпускника истфака поступить на многие смежные специальности - вообще не проблема. Если есть желание. Тем более не проблема "закрыть пробелы". Если он, конечно, знает, чего хочет, а не подходит к делу с позиции "поучусь я где-нибудь еще немного".

Что же в этой ситуации сделал автор? Поступил в историческую магистратуру. Уже понимая, что историческое образование ему не нужно. Убил еще два года. Кто виноват? Конечно же, историческое образование! Суслика, то есть логику, видишь? А она есть! (с)

А теперь - те самые десять тезисов, которые призваны оградить неокрепшие души абитуриентов от бесславной гибели в кровавой мясорубке российского исторического образования:

1. Исторический факультет, в том виде, в котором он существует в России, - абсолютно оторванная от рынка труда вещь. Вы не найдёте работу, потому что у вас не будет тех практических навыков, которые нужны для нормальной работы.

Опять двадцать пять. Исторический факультет готовит историков. А не маркетологов и не агентов по недвижимости. Какие практические навыки, необходимые для работы историка, автор не получил на истфаке?

2. В России нет академической среды, где можно расти, развиваться и становиться крупным историком. Если вы решили стать историком после бакалавриата, вам нужно уезжать в Европу или США.

С академической средой и правда ситуация напряженная. Есть отдельные очаги, где жизнь теплится, есть центры, интегрированные в мировую науку. Тем не менее, поступление в зарубежную магистратуру - вполне логичный шаг вне зависимости от того, есть у Вас планы эмигрировать насовсем или нет. При этом - сюрприз! - на Западе Вы будете востребованы в первую очередь как специалист по истории России. С изучением себя, любимых, они и сами неплохо справляются. Поэтому погрузиться в российскую тематику придется с головой (например, протоптать тропки в отечественные архивы), а это удобнее делать, находясь в России.

3. Гуманитарная база — это что-то из XIX века. Чтобы быть современным, образованным и интересным человеком с так называемой гуманитарной базой, на исторический факультет поступать не надо.

С этим трудно спорить - по той простой причине, что автор нигде не сообщает, что, собственно, он понимает под "гуманитарной базой". Но таки да, как уже говорилось выше, на истфаке дают историческое образование, а не некое универсальное общегуманитарное. Примерно тот же набор базовых гуманитарных дисциплин будет и на любом другом гуманитарном факультете. Вопрос снова в том, зачем человек хочет поступать на истфак.

4. Никогда при поступлении на истфак не ведитесь на аргумент: «Вы сможете работать где угодно». Нет. Вы сможете писать сносные тексты в СМИ за 30-40 тысяч в месяц, работать в музеях за те же деньги и преподавать в школе. Понятно, что всё зависит от вас. И в школах, и репетиторством можно неплохо зарабатывать, но это ваша единственная возможность, при том, что в этой нише огромная конкуренция.

А вот это просто неправда, как я уже писал выше. Другой вопрос, что после получения диплома Вас не встретит в вестибюле истфака толпа HR-менеджеров крупных корпораций, наперебой предлагающих Вам работу с зарплатой в пять тысяч долларов и корпоративным соцпакетом. Так они Вас нигде не встретят, ни на каком факультете. Везде надо шевелить лапками, чтобы чего-то добиться. Сам по себе университетский диплом еще не обеспечивает сытой привольной жизни до гробовой доски. Да и в этом ли его задача?

5. В России никто не заинтересован в историках как в специалистах и профессионалах. У нас ужасная архивная система, полумёртвые библиотеки, очень скудный музейный сегмент. Существует немного частных случаев, когда в этой среде происходит что-то заметное и интересное.

Я окончательно запутался. Мы о карьере профессионального историка или о возможности "работать где угодно"? Да, с инфраструктурой у нас все плохо. Но люди становятся профессиональными историками потому, что это легко и весело?

6. Если вы всё-таки поступили в историческую магистратуру, как я, и поняли, что это полный провал, то попробуйте устроиться на какую-нибудь работу в сфере медиа, SMM, PR или product management. Звучит страшно, да. Но поверьте, если у вас есть голова на плечах, то вы быстро освоите эти сферы и сможете дальше как-то расти и зарабатывать 50-70 тысяч в месяц, параллельно оканчивая несчастную магистратуру.

Если Вы за четыре года учебы в бакалавриате так и не поняли, надо Вам это или нет и что собой представляет работа историка в России, то попробуйте устроиться в зоопарк сторожить черепашек. Извините, но ничего другого тут не скажешь.

7. Тратьте минимум времени на магистратуру, если вы поняли, что это не ваше. А ещё лучше, если вы захотите через год перепоступить на другую программу, то вообще забирайте документы и работайте.


Если Вы поняли, что это не Ваше, на это вообще нет смысла тратить время. Налицо все та же неспособность выстроить осмысленную стратегию.

8. Если загорелись историей после окончания бакалавриата и задумали связать свои ближайшие 2-4 года жизни с историческим образованием, то уезжайте за границу и получайте удовольствие от студенческой жизни и нормального гуманитарного образования.


Повтор пункта 2. Возникает ощущение, что автору надо было любой ценой дотянуть до заветной цифры 10, а идеи кончились.

9. Вдруг в магистратуре вас посетила мысль, что, может, и в историческую аспирантуру стоит поступить? Нет, ни в коем случае не прислушивайтесь к внутреннему голосу. Вы потратите огромное количество времени, сил и нервов ради того, чтобы написать никому не нужные 200 страниц диссертации и ради того, чтобы устроиться преподом в школе, университете или в лучшем случае исследовательском центре за копейки.

Если Вас вдруг посетила мысль, не поступить ли Вам от нечего делать в аспирантуру, ответ прост: не поступить. В аспирантуру надо идти, четко сознавая, для чего Вы туда идете. Это в равной степени касается любых действий в любых сферах - они должны быть осмысленными. Да, в наши дни в аспирантуру часто идут по принципу: "Хочу выглядеть умным - другие поступают, а я что, хуже?" Ну так это не к историческому образованию вопросы...

10 Наконец, просто задайте себе вопрос. Что значит быть историком в XXI веке, когда вокруг блокчейн, социальные сети и криптовалюты?


Имеет ли смысл ездить на метро после того, как президентом США избрали Трампа? Стоит ли чистить зубы, учитывая, что с утра идет дождь? Возможно, в десятом тезисе и есть какой-то смысл, но автор сформулировал его так, что читателю остается только угадывать, что же имеется в виду. Поскольку толкования возможны разные, от комментариев воздержусь.

Давайте подведем итог. Своих студентов я стараюсь научить тому, что любое действие должно быть осмысленным, подчинено некой цели. Особенно если речь идет не о вечерней прогулке по дождливому Петербургу или лишней чашечке кофе, а о выборе места учебы или реализации долгосрочных проектов. Идущий в никуда - никуда не придет в итоге. Тот, кто сам не знает, чего хочет, никогда не будет удовлетворен результатом. Если человек в течение шести лет плывет по течению брюхом кверху, то нет смысла ни удивляться тому, что получившийся в итоге результат не соответствует ожиданиям, ни тем более обвинять в этом "систему".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В течение суток был получен ответ на вопрос, который Путин поставил вчера перед жителями Крыма, а именно: заключать РФ договор на поставку электроэнергии с Украиной с указанием, что Крым является частью Украины, или потерпеть несколько месяцев? Жители Крыма выступили против контракта с Ук ...
Когда бросаешь взгляд на сегодняшнюю обстановку в мире, то складывается такое впечатление, что мы вернулись во времена моего детства, в первую половину 80-х годов. Недавно пересмотрел старые записи легендарной телепередачи «Международная панорама» брежневской и андроповской поры. Темы все ...
Ныне маковые поля вызывают, скажем так, весьма противоречивые чувства. Между тем, так было далеко не всегда. Его применяли далеко не по тому назначению, как все подумали, он использовался, прежде всего, как болеутоляющее. В том числе его применяли как один из компонентов болеутоляющего ...
Друзья!  С 20 апреля по 9 мая мы приглашаем блогеров Живого Журнала принять участие в хешмобе #образывойны Блогеры ЖЖ будут публиковать рассказы о фильмах и книгах, стихах, песнях о Великой Отечественной войне, — а также о местах и людях, истории которых тесно связаны с войной. ...
Тыквенное безумие в ленте достигло апогея). Праздник Хэллоуин вот-вот наступит. По этому случаю - коллаж из блюд с тыквой за этот год. Спасибо большое всем, кто поддержал идею: laperla_foto полюбоваться здесь ns_makushkina заглянуть сюда ...