КСЕ
navlasov — 17.10.2017 Я люблю читать научно-популярную литературу. Книги, которые рассказывают мне о современной физике, эволюционной биологии или исследованиях мозга. Я делаю это не только потому, что мне интересны такие книги; я считаю это важным. На мой взгляд, любой ученый должен хотя бы в общих чертах представлять себе состояние современной науки в целом.Между тем, обычно ситуация прямо противоположная. Каждый видит только свою полянку, не имея ровным счетом никакого представления о других областях знания. Более того, прекрасно разбираясь в своей сфере, человек может верить в совершеннейший бред, когда речь идет о других. В результате историк легко оказывается в рядах антипрививочников, физик зачитывается трудами академика Фоменко, а биолог тем временем устанавливает на свой автомобиль купленный на рынке нанофильтр, уменьшающий расход топлива на 40 процентов.
Можно ли каким-то образом исправить эту ситуацию, причем на уровне высшего образования? В принципе, можно. Более того, такие попытки даже предпринимаются. Например, в мои студенческие годы у нас был такой предмет, как КСЕ - "Концепции современного естествознания".
Я уже не помню, о чем нам там рассказывали. Помню, что задавали делать рефераты для получения зачета. Помню преподавателя - пожилого армянина, который всем своим видом показывал, что никакого смысла в данном курсе он не видит. Помню, что и мы не видели во всем происходящем никакого смысла - ну какому, скажите на милость, идиоту пришло в голову рассказывать историкам про теорию относительности?
И только сейчас я понимаю, что человек, придумавший этот предмет и включивший его в учебный план, был далеко не идиотом. Просто его идея разбилась о реалии нашего высшего образования. Где студентам, во-первых, никто не потрудился объяснить, зачем им нужен этот предмет (любимый у нас подход "умные люди решили, что надо, значит надо, теперь сидите и учите"). Во-вторых, реализация замысла обрубала на корню всякий интерес к содержанию курса - немотивированный преподаватель, который откровенно пытался хоть чем-нибудь заполнить два лекционных часа. В итоге потенциально очень полезный предмет превратился в профанацию, бессмысленную трату времени.
Я считаю, что нашей системе образования в целом нужно учиться у коммерческих курсов. В первую очередь в части формирования интереса аудитории и применения эффективных методик обучения. "Непрофильных" дисциплин это касается едва ли не в большей степени, чем всех остальных. В частности, те же самые "Концепции современного естествознания" оказались бы интересными и полезными, если бы велись в формате просветительских лекций, если бы они включали в себя яркий и интересный рассказ о ключевых проблемах и достижениях естественных наук.
Однако в нынешних условиях об этом, конечно же, остается только мечтать.
|
</> |