Когда мы видим цифры: три правила
navlasov — 11.11.2017 О правилах работы со статистикой и статистических манипуляциях написано множество книг. Список некорректных приемов огромен и все время пополняется новыми и новыми ухищрениями. Для того, чтобы найти подвох в представленных данных, приходится иногда проводить целое самостоятельные исследование.И все же есть, на мой взгляд, три простых правила, которые могут стать отправной точкой при работе со статистикой. Три вещи, которые надо вспоминать сразу же, как только нас пытаются в чем-то убедить при помощи цифр.
Первое. Статистика - это социальный продукт. Статистическая информация не существует объективно в отрыве от нас, она создается людьми. Людьми, которые решают, что и как считать. Именно поэтому можно встретить очень разные цифры применительно к одному и тому же явлению - особенно там, где точный подсчет невозможен (например, число беспризорников или объем теневого сектора экономики). Но даже там, где проблем с подсчетом, казалось бы, возникать не должно, очень многое зависит от методики сбора данных. Поэтому всегда важно задавать вопрос - кто, как и зачем создал эти статистические данные.
Второе. Любое сложное явление описывается множеством показателей. Судить, например, об экономике страны по какому-то одному, пусть и очень важному (ВВП) некорректно. "Магия одной цифры" очень сильна и эффективна, но приводит к серьезным ошибкам. Более того: из большой совокупности статистической информации всегда (или практически всегда) можно выбрать отдельные показатели, с помощью которых можно подтвердить любой тезис. И еще один важный подпункт: относительные показатели ничего не значат без абсолютных, и наоборот. Например, чтобы оценить "рост на 20%", нужно знать, с какой отметки начался этот рост.
Третье. Цифры сами по себе не говорят ни о чем. Любой статистический показатель нуждается в интерпретации. Рост показателей заболеваемости, например, может отражать как распространение болезни, так и улучшение методов диагностики на ранних стадиях (возвращаемся к первому пункту). Снижение прибыли компании может объясняться целым букетом разных причин (и далеко не всегда свидетельствует о том, что у компании есть какие-то проблемы). И так далее.
|
</> |