Русское искусство и американские деньги, часть 2

топ 100 блогов ljwanderer03.12.2023 Ранее: Русское искусство и американские деньги: часть 1

Продолжаю рассказывать о том, что книги, на которые ссылаются обличающих советский режим пропагандистские статьи, на самом деле посвящены совсем другим, гораздо более глубоким проблемам.
Русское искусство и американские деньги, часть 2 HMS Marlborough
"Мальборо" - британский линейный корабль, принимал участие в интервенции союзников
во время Гражданской войны в России на Черном море в 1919–20 годах,
а также спасал членов императорской семьи из Ялты в 1919 году.


Рассказывая о продавцах и покупателях, автор обращает внимание и на широкую сеть дилеров, занимающихся перепродажей предметов искусства, самым заметным из которых был Джозеф Дювин.

Конечно, всегда существовали конкурирующие дилеры, такие как Кнодлер и Селигман, но у Дювина не было равных.
Богатые жаждали его Рембрандта и Тициана; Дювин неохотно расставался с ними после долгих раздумий и
за неслыханные суммы денег. В одном случае ему удалось взвинтить цену на статуи Гудона, просто тайно скупив их для себя в большом количестве, храня их в своих запасниках, публично предлагая невероятно высокие цены за еще несколько из них, а затем медленно отпуская их в течение многих лет заядлым коллекционерам по новым ценам, которые он сам намеренно завысил.

После русской революции это был лишь вопрос времени, когда Дювин также заинтересовался возможностями, которые открывали обанкротившиеся аристократы, стремившиеся продать свои коллекции произведений искусства.


Как обнаружил для себя обсуждаемый в прошлом посте Томпсон, богатые русские семьи веками покупали европейское искусство. До тех пор, пока Первая мировая война и русская революция не перевернули их мир, они были не продавцами, а покупателями.

Частной семьей с самой большой коллекцией произведений искусства была семья Романовых.
Со времен Екатерины Великой (1762–1796) сменявшие друг друга поколения были ненасытны в жажде европейских шедевров.

Всякий раз, когда крупная коллекция произведений искусства выставлялась на аукцион в результате несчастий какой-нибудь некогда великой французской, немецкой или английской семьи, агенты Романовых быстро появлялись на месте с наличными деньгами.

На протяжении всего периода до 1917 года огромное количество произведений европейского искусства стекалось в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, чтобы пополнить тамошние царские коллекции, обломки проигранных войн и растраченные на Запад состояния. «Я купаюсь в самой ярой ненависти публики, — писал однажды Дидро Екатерине, — и знаете почему? Потому что я посылаю вам картины. Ценители кричат, художники кричат, богатые кричат. Несмотря на все это крики и крики, я веду себя так же, как и всегда».


Романовы были не единственными  коллекционерами произведений искусства.

Другие семьи — Строгановы, Татищевы, Голицыны, Юсуповы — также массово приобретали произведения искусства на протяжении всего позднего имперского периода. Так поступило и последнее поколение богатых московских купцов, великие коллекционеры современных французских шедевров вроде Ивана Морозова и Сергея Щукина: они покупали работы Матисса и Пикассо задолго до того, как их оценили (и ценят) на западном арт-рынке.

Эрмитаж в Петербурге и Щукинская коллекция в Москве был двумя из лучших мест в Европе, где можно было увидеть европейские шедевры и авангардную живопись до Первой мировой войны. Но произведения искусства, накопленные богатыми русскими семьями, просто не продавались до окончания русской революции.

Дювин обнаружил это в 1913 году, когда безуспешно пытался купить мадонну Леонардо да Винчи у госпожи Александры Бенуа (урожденной Сапожниковой), которая в конечном итоге продала ее Николаю II для Эрмитажа по более низкой цене, чтобы сохранить ее в России. (Дед госпожи Бенуа купил картину у итальянцев в Астрахани в 1824 году.)

Таким образом, к 1917 году западные коллекционеры были очень заинтригованы европейскими произведениями искусства.
 Но то, чего они жаждали, еще не было доступно.


В 1920 и 1921 годах Джозеф Дювин пытался купить двух Рембрандтов,вывезенных из России, но потерпела неудачу.

Русское искусство и американские деньги, часть 2

Владельцем был князь Феликс Юсупов; к 1921 году он был очарован ночной парижской жизнью в изгнании до такой степени, что быстро истощал значительное семейное состояние и закладывал принадлежащие ему ценности в Лондоне.


Портрет дамы с веером из страусиного пера. Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет дамы с веером из страусиных перьев»
(National Gallery of Art, Washington, DC
.)


Картины Рембрандта, подлинные шедевры, «Портрет дамы с веером из страусиных перьев» и «Портрет джентльмена в высокой шляпе с перчатками в левой руке», были в отличном состоянии, несмотря на то, что в апреле 1919 года Юсупов скатал их полотна  и тайно вывез из Крыма по пути в безопасное лондонское изгнание на американском линейном корабле  "Мальборо".

Русское искусство и американские деньги, часть 2
Феликс и Ирина Юсуповы на палубе "Мальборо", 1919 г.

Когда у Юсупова закончились деньги, он был готов расстаться со своими картинами. Его запрашиваемая цена составляла 200 000 фунтов стерлингов за две картины, но предложение Дювина за его покупателя, богатого армянского нефтяника Галуста Гюльбенкяна, составляло всего 150 000 фунтов стерлингов. Сделка сорвалась.

Портрет джентльмена в высокой шляпе и перчатках. Рембрандт Харменс ван Рейн
Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет джентльмена в высокой шляпе и перчатках»
(National Gallery of Art, Washington, DC.)


Нужно было просто подождать.

Удача улыбнулась Джозефу Э. Уайденеру из богатой филадельфийской семьи, которая зарабатывала на строительстве трамваев и тратила их на скачках и коллекционировании произведений искусства.

12 августа 1921 года Уайденер и Юсупов подписали договор, согласовав условия продажи, которые звучали так:

"Господин Уайденер признает, что князь Юсупов ни за что не расстался бы с этими замечательными картинами, если бы не находился в несчастном положении, которое выпало на его долю и его соотечественников из-за ужасной революции в России, и весьма правильное и глубоко укоренившееся желание князя Юсупова вернуть себе эти картины в случае, если нынешние ужасные условия в России изменятся.

В течение разумного периода времени г-н Уайденер предоставляет принцу Юсупову право и привилегию, которая будет осуществлена не позднее 1 января 1924 года на выкуп этих картин по покупной цене в сто тысяч фунтов (100 000 фунтов стерлингов) плюс восемь проценты (8%) с этой даты до даты обратного выкупа; этот выкуп должен быть произведен в городе Филадельфия, а картины должны быть возвращены князю Юсупову после уплаты всей покупной суммы."

Русское искусство и американские деньги, часть 2
Джозеф Ранний Уайденер, художник Огастес Джон, 1921 год.
.
Проблема,  заключалась в том, чтобы определить, что должно измениться, чтобы произошел возврат.

Для Юсупова это означало наличие дене для выкупа, что было вполне правдоподобно; для Уайденера фраза "вернуть себе эти картины в случае, если нынешние ужасные условия в России изменятся" означала возвращение утраченного богатства Юсупова внутри России, что могло произойти только посредством революции, которая становилась все более неправдоподобной.

На этом и был основан один из самых ярких судебных процессов 1920-х годов в мире искусства.

Прошли годы, и осенью 1923 года у Юсупова появилось внезапное, но вполне объяснимое желание вернуть свои картины. Основная проблема заключалась в том, что ему снова не хватало средств.

Как выкупить картины без необходимых денежных средств?
Ответ: взять взаймы.


13 декабря 1923 года Юсупов заключил договор ссуды со своим бывшим потенциальным покупателем Галустом Гюльбенкяном, согласно которому Гюльбенкян предоставил Юсупову 551 275 долларов для выкупа его картин, но Гюльбенкян будет хранить картины в качестве обеспечения до тех пор, пока Юсупов не выплатит ссуду, срок погашения которой истекал через год.

Гюльбенкян, несомненно, считал выкуп Юсупова маловероятным и полагал, что таким образом он получит картины, которые изначально хотел.

Русское искусство и американские деньги, часть 2
Галу́ст Сарки́с Гюльбенкя́н ( 18691955)
 — британский финансист, промышленник и филантроп армянского происхождения,
крупный нефтяной магнат первой половины XX века
.

Но русские аристократы никак не могли выучить правила новой буржуазной жизни, которой управляет только тот, у кого есть деньги, а люди без денег - неудачники, не нуждающиеся в сочувствии или благотворительности.
.
Вооружившись чеком на первоначальную цену своих картин плюс восемь процентов, Юсупов прибыл в Филадельфию и предложил выкупить свои картины у Уайденера. Уайденер отказался. Юсупов подал в суд, но в 1925 году Верховный суд Нью-Йорка поддержал иск Уайденера о том, что Юсупов на самом деле был не в состоянии «наслаждаться» своими картинами просто из-за взятых в долг денег.

Два года спустя апелляционный суд оставил это решение в силе.

...к тому времени Юсупов успел потратить деньги Гюльбенкяна, жил хорошо, наслаждаясь если не искусством, то очарованием Нью-Йорка и Парижа..., в то время, как Гюльбенкян лишился значительной суммы денег.
.
Русское искусство и американские деньги, часть 2
Феликс Юсупов в своем последнем доме на улице Пьер-Герен, 38 в 16-м округе Парижа,

Через несколько лет у Гюльбенкяна появится новый шанс приобрести европейские шедевры из России, поскольку он стал первым частным покупателем, которому в 1929 году разрешили приобрести произведения из Эрмитажа.
Источник: "Russian Art and American Money 1900-1940" by Robert C. Williams


Тема не завершена, она будет раскрыта еще в двух постах в следующие выходные.
Так что  с Робертом Уильямсом не прощаемся.
В следующую пятницу: Космополитический проект

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бэла Ахмадуловна, подперев щёку ладонью, наигрывала на рояле "мурку" одним пальцем левой руки. - Да, что они понимали, эти наши маститые учителя в "ананасах в шампанском"! - горячился Аутлуков, указывая на стену с портретами бывших работников кафедры. - Эти аспиранты беззаботной ...
Есть масса банальных вещей, очевидность которых обманчива. Что не даёт видеть новое? Есть дзенский коан про чашку чая, который, казалось бы, поясняет, почему и понятен каждому. Почему “казалось бы”? Потому что коан скрывает в себе знание, к которому нужно ещё прийти. Как – это и ...
ТАСС, 1 марта. Система ПВО сбила в районе военного аэродрома в Таганроге ракету "Точка-У", выпущенную Вооруженными силами Украины. Как сообщили ТАСС в силовых структурах, разрушений нет. "В районе военного аэродрома в Таганроге система "Панцирь-С" сил ПВО сбила ракету "Точка-У", ...
...
Сегодня в соцсети произошёл массовый выброс канонизаторов докторлизы. Вообще, плакальщиков можно разделить на три подвида: - самая крикливая и хорошо обученная часть, состоящая, главным образом, из работников СМИ и фондов по отмыванию денег под прикрытием благотворительности; ...