
Русский эпос в иллюстрациях Степана Гилева.


Первой картиной Степана Гилева по теме русской былинной древности, которая попалась мне на глаза, стала вот эта:

Если кто не догадался сразу - это Алеша Попович со свой дружиной, снимающий осаду с Киева. Большинству людей, поверхностно знакомых с русским богатырским эпосом, Алеша известен, во-первых, как победитель Тугарина Змеевича, а во-вторых - как бабий насмешник, вечно влипающий на этой почве в разные, зачастую довольно некрасивые, истории. Былина про Тугарина - архаическая, содержащая чуть ли не языческие архетипы. Трансформация Алексея в комического персонажа относится к середине - второй половине семнадцатого века, когда авторитет церкви несколько пошатнулся, и лица духовного звания стали объектом разнообразных насмешек.
А вот былина "Алеша Попович едет в Киев" - вполне себе относится к дружинной поэзии. В ней Алеша, наскучив детскими забавами, попросил папу - влиятельного Ростовского попа - собрать ему дружину. Папа пошел навстречу желаниям сына, и снарядил команду удальцов, с которыми Алеша отправился искать подвигов. Очень интересен тут момент совета Алексея со своими воинами, когда вождь спрашивает братву: куда поехать - в Киев, Чернигов или на море. Дружина отвечает на редкость взвешенно, обстоятельно и величаво. Сразу отринув идею круиза, воины объясняют своему молодому вожаку, что если поехать в Чернигов, знаменитый своими ресторанами, кабаками и публичными домами, то они все как завалятся в тур по этим заведениям, так из него и не вылезут. Для молодой растущей компании этакий стартап будет полным фиаско, братан, да еще твой папа в Ростове нам за это таких вломит, что ни сидеть, ни стоять, только лежать сможем. Так что поехали лучше в Киев, поклонимся, как честные, святым церквам да монастырям, чтобы не было про нас, молодцев, худой славушки. В общем, поехали они в Киев, который был в этот момент обложен вражьей силушкой, ну а дальше все как в анекдоте: "Извините, пацаны, поле перепутал". Вот так Алексей начал свою карьеру киевского богатыря.
Кстати, сюжет с Тугариным тут тоже есть:

Вообще, как я понимаю, все эти иллюстрации предназначаются для некоей книжки с былинами в детской адаптации. Поэтому следующим у нас выступает Добрынюшка Никитич. Первый сюжет с Добрыней, понятное дело, связан с борьбой богатыря против Змея Горыныча. Как известно, изначально Добрынюшка совершенно не собирался становиться змееборцем. Но после того, как похотливый криптид подловил витязя голяком на Почай-реке и начал глумливо тянуть к нему свои хобота-тентакли, Никитич был вынужден отбросить пацифизм и улюбить наглого птеродактиля Шапкой Земли Греческой:

Ящеру резко поплохело, и он притворно прикинулся, что хочет заключить Минские соглашения. Доверчивый Добрыня согласился и поехал домой, а подлый гад немедленно умыкнул племянницу князя Владимира, за что и поплатился всеми головами:


Второй сюжет про Добрыню гораздо интересней, в первую очередь потому, что это бытовая былина. В неадаптированном варианте в ней рассказывается о том, как Добрынюшка, до своей женитьбы на честной девушке, был большой ходок по киевским шлюхам. В конце концов его занесло к проститутке, которая владела нечестивым колдовством, и та превратила богатыря натурально в бычару:

Тут бы и эпосу конец, и Змей жил бы себе поживал, да девиц подъедал, но у Добрынюшки была тетушка, которая очень любила своего племянника и, помимо прочего, тоже была не дура поколдовать, но, так сказать, за правое дело. Выяснив, кому они все обязаны новым обликом Добрыни, тетушка пришла к шлюхе и объяснила, что если та не обернет Никитича обратно, то тетушка ее саму превратит в суку, причем у этой суки всегда будет течка, что обеспечит колдунье интересную и разнообразную половую жизнь до конца ее дней. Впрочем, думаю в детской книге это как-то иначе адаптировали:

Ну и, конечно, нельзя обойти стороной цикл иллюстраций об Илье. Здесь представлена вся история грандиозного муромского ратоборца, от его сидения сиднем тридцать лет и три года и чудесного исцеления:


...к решению отправиться в Киев постоять за Землю Русскую. Мотивы и планы картин перекликаются с кадрами из великого фильма, а также цикла мультфильмов об Илье, увы, прервавшегося в самом начале:

Далее следует подробное описание подвигов богатыря. Вот он снимает осаду с русского Лас-Вегаса - Чернигова:

Вот побеждает Соловья и потом выпиливает его бандитскую семью-бригаду:


...а затем доставляет преступника в Киев:

Далее следует оскорбление от князя и тюремное заключение:

К Киеву подходит Калин, выглядящий в точности, как его протагонист из по-прежнему великого фильма:

Освобожденный Илья отправляется к отъехавшим за его обиду от Владимира богатырям и пытается вернуть их обратно. Здесь он изображен беседующим с вождем диссидентов, богатырем Самсоном:

Получив отказ, Илья один напускается на Калинову рать-силу несметную и попадает в плен. В последний момент, когда враги уже собирались его казнить, Муромец спасается Божьей помощью:

Ну и, понятное дело, Калин и его банда отвечают за козла. Последние подвиги Ильи описаны в былине "Три поездки Ильи Муромца". Уже совсем старый, богатырь наезжает в поле на камень, на котором написано традиционное: "Налево поехать - богату быть. Направо поехать - женату быть. Прямо поехать - убиту быть":

Здесь изображен подвиг Ильи в зловещем борделе, из которого он в результате освободил многих незадачливых клиентов:

Завершается история тем, что Илья, которому смерть в бою на роду была не писана, преставился сам собой, от старости:

Мне очень нравится манера работы Степана Гилева. Сочетание яркой мультяшности, современных тенденций изображения чудовищ и определенного историзма, который прослеживается, например, в костюмах князя и княгини, стальных личинах степняков и т. д. создает неповторимый колорит. На одной из картин можно видеть даже легендарный "копытный доспех", изобретенный писателем Ивановым. В то же время в изображении степняков прослеживается сочетание традиций, обряжающих их в мохнатые алтайские шапки, и новых веяний, согласно которым половцы могли быть частично европеоидами и светловолосыми. Словом, получился отличный, на мой взгляд, синтез старого и нового.
Кстати, долго думал, почему тут у многих богатырей в руках кривые мечи. Потом решил, что, наверное, это из-за того, что в текстах былин русские витязи врагов разят не родноверскими славяно-горицкими харалужными мечами, а "сабельками булатными". Недостатки в картинах, конечно, можно откопать. В частности на некоторых доспехи представлены просто "скином" и совершенно не проработаны. Но, скорее всего, это просто эскизы.
Ну и, как я уже сказал, у Степана Гилева хватает и других картин, сочетающих историческое, сказочное и былинное:











И есть даже про современь:

|
</> |
