"Русские хакеры" со стальными яйцами в XVI веке
george_rooke — 03.12.2017 Отдельное спасибо Алексею Лобину за эпизод с "русским хакером"!Проигрыш в Тринадцатилетней войне стал для Тевтонского Ордена началом конца. Во-первых, теперь тевтоны не владели всем побережьем Балтики, и между немецкими их провинциями и Пруссией вклинилась Польша. Во-вторых, сильно упало финансирование, как со стороны императора, так и со стороны папы. В-третьих, стало понятно, что если Орден не сумеет переформатироваться, то поглощение его земель Польшей и Литвой - лишь вопрос времени. В 1494 году новый магистр, Ульрих фон Лентершайм, пробовал договориться о поддержке императором Максимилианом I, однако резко «против» высказалась Польша, которая заявила, что Пруссия нарушает пункты Торуньского договора и пригрозила новой войной.
И переформатирование Ордена пришлось производить избранному на место Великого Магистра в 1511 году Альбрехту Бранденбургскому. Согласно условиям Торуньского мира Альбрехт должен был присягнуть на верность и польскому королю как вассал Речи Посполитой, однако молодой магистр делать это отказался. Польский король Сигизмунд I (взошел на трон в 1507 году), несколько раз напоминал принцу о вассальной клятве, но тот просто молчал. Наконец, в 1519 году был избран новый император Священной Римской Империи – Карл V, король Испании, который призвал Бранденбурга исполнить пункт договора и принести присягу.
Альбрехт снова отказался, и начал готовиться к войне, понимая, что Польша просто так не отступит. Союзников он нашел в Дании и в далекой России[1]. На переговорах с послом в Любеке Истомой Малым Альбрехт просил у русского царя Василия III прежде всего денежной поддержки. Из Москвы в Пруссию был направлен человек с секретной миссией, которого перехватили на территории Литвы и отправили на допрос в Вильно. Московский гонец, чтобы не выдать тайну и не предать своего государя, совершил самоубийство ножом. Цитата из письма жемантийского старосты: «выхватил нож и вонзил в себя, не промолвив ни слова»[2]. К сожалению, имя его осталось неизвестным. Гонец выполнил то, что обязан был сделать в случае его поимки — обеспечил секретность информации, которой обладал.
К 1517 в результате тайных переговоров стороны договорились не только о денежной, но и военной поддержке. Прибывший в Москву Дитрих фон Шонберг получил заверение, что «поскольку магистр войну с польским королем начать хочет, непобедимый всея Руси царь тому магистру помощь окажет, 30 или 40 тысяч конных послать изволит»[3].
|
</> |