Еще один миф

Предложения снять церковные колокола для выполнения государевых повинностей имели место еще до рождения Петра I. В сентябре 1667 г. стряпчий Валдайского Иверского монастыря в Новгороде Венедикт Самсонов сообщал своим властям, как стоял на правеже в связи с неуплатой монастырем государевых податей. Только что закончилась изнурительная тринадцатилетняя война с Речью Посполитой, но новгородский воевода продолжал выколачивать недоимки с населения. Иверский стряпчий сообщил, что строители малых новгородских монастырей просили воеводу боярина князя В. Г. Ромодановского дать отсрочку в платеже, но тот в ответ заявил: «хотя де колокола продай, а по государеву указу плати»7. По словам воеводы, подобная мера выглядела самой крайней из всех возможных, но и на нее следовало пойти, чтобы исполнить свой долг перед государем. Воевода видел нарушение приличий не в снятии колоколов, а в уклонении от государева тягла. Такого рода представления были понятны не только власти, но и челобитчикам, иначе воеводе следовало бы найти иные убедительные слова, понуждавшие подданных платить. В преддверии другой войны конца XVII в. московские власти уже на практике стали описывать церковные колокола как возможный источник меди для пушек. Накануне крымских походов в новгородской епархии переписывали церковные колокола. В грамоте новгородского митрополита Корнилия в Успенский Тихвинский монастырь 5 марта 1685 г. предписывалось по царскому указу «в Великом Новегороде в Юрьеве и в Футынском, и в Антоньеве, и в вашем Тихвине, и в Вяжицком, и в Духове монастырех колокола переписать сколько в котором монастыре тех колоколов и что в котором весу и какие на них подписи. И будет на которых колоколах подписи не написано, и те колокола свесить что в тех колоколах будет весу, и то записать в книги»8. Подписанные колокола рассматривались как неотчуждаемая часть церковного имущества, полученного по вкладу-завещанию. Поскольку взвешивать предполагалось лишь те колокола, которые не имели подписи, то можно заключить, что власти оценивали объемы колокольной меди в монастырях для возможного изъятия и переплавки. Медь для производства пушек стали собирать с церкви и в связи со строительством азовского флота: монастыри брали на себя полное оснащение кораблей, они же должны были поставить и медь для орудий. В росписи января 1699 г. «что каких денег надобь платить на корабельное строение и иноземцом на жалованье» с Иверского монастыря причиталось в том числе «за пушки, <�…> буде положат в 200 пуд пушку, а за пуд в казну за медь денгами принимают по 5 рублей».
~~~~~~~~~~~
Для современного исследователя царский указ об изъятии медных орудий из монастырей с целью восстановления артиллерии выглядит вполне оправданным, тогда как указ о снятии церковных колоколов для литья пушек может показаться мерой слишком радикальной. Сами монастыри воспринимали это несколько иначе: пушки они ценили больше, чем колокола. Точнее, они надеялись сохранить пушки, а вместо колоколов сдать имеющиеся запасы колокольной меди.
Из статьи П. В. Седова "Снятие церковных колоколов для литья пушек в начале Северной войны".
Тут даже не разрушение мифа, а пояснения, как, что, и
почему. То есть
А) подобные меры принимались и раньше
Б) Святые отцы собственные пушки ценили больше, чем собственные
колокола.
|
</> |