Русская историософия
palaman — 22.07.2022 В прошлой заметке (Цель русской историософии) я обозначил задачу, которую попытаюсь решить в этой заметке. А именно: осмыслить страшный для русских XX век, самый трудный и трагический век нашей истории. Для этого мне нужно поглядеть на события XX века из далёкого будущего -- спустя тысячу лет или хотя бы несколько веков.Пытаясь решить эту задачу, я прежде всего обнаруживаю, что в XX веке с нами не случилось ничего принципиально нового. Подобное уже случалось с нами в прошлых веках. Аналогия настоящего с прошлым важна именно потому, что прошлое уже прошло, мы видим его издалека, отстранённо-эстетически (а зачем это нужно, я уже подробно объяснил в заметке Цель русской историософии и теперь не стану повторяться), что и позволяет нам поглядеть таким же образом на настоящее.
Прежде всего, в XX веке русские потеряли свою национальную элиту. Но это с нами не впервой.
Последний раз мы теряли свою национальную элиту в ходе подготовки Петровских реформ. Так называемая "борьба с местничеством", которая подаётся историками как "прогрессивное явление", по сути своей и была "опусканием" старой русской элиты. В ту эпоху многие древние и славные русские роды оказались в оппозиции ко власти, и есть серьёзные подозрения, что эти Старые Русские Деньги сыграли важную роль в Социалистической революции, которая аннулировала результаты Петровских реформ, в некотором смысле отбросив русский народ назад в XVIII век (см. заметку Пожалуй, русские). Аналогии тут крайне наглядны, и их множество. Навскидку: нынешняя территория РФ почти точно укладывается в допетровские границы, а столицей России снова стала Москва. В антирусской революции заметную роль сыграли старообрядцы, которых гнали Романовы накануне и во время Петровских преобразований. Сегодня мы снова, как в конце XVII века, осваиваем территорию Малороссии, имея почти тех же самых геополитических противников и союзников (правда, союзники в этом лукавом веке предпочитают притворяться противниками, изо всех сил держась подальше от драки).
Перед этим мы теряли значительную часть своей национальной элиты на самой заре Нового Времени, в XVI веке, когда Грозный царь Московской Руси, подпав под влияние тогдашнего мирового гегемона (католической империи Габсбургов), взялся ревностно уничтожать русскую знать, подозреваему в сочувствии к протестантской Литве. Эпоха Ивана Грозного -- очень важный исторический поворот, потому что именно в то время в России и пришли к власти та партия русской знати, которая затем и пострадала от Петровских реформ. Именно в то время и стало популярным на Руси "старообрядчество" как идеологический инструмент войны с православной Литвой (а Литва той эпохи это по сути ни что иное как Украина+Белорусския). Неудобно православным воевать с православными, вот и пришлось идеологам той войны сделать акцент на некоторых особенностях национальной охоты, корни которых уходят в страшную историческую бездну, в позднюю Античность, когда на Руси впервые появились христиане -- но не православные из Римской Империи, а несториане из Персии. Подробнее по этой теме см. заметку Старообрядцы против Европы и далее по ссылкам (и прежде всего, если кто не читал, прошу прочесть заметку ПЕРСИЯ, старая и страшная, без которой дальнейшие рассуждения будут непонятными).
Таким образом, мы имеем ТРИ последовательных исторических отрицания, перехода России в свою собственную противоположность:
1) эпоха Ивана Грозного,
2) эпоха Петра Первого,
3) эпоха СССР.
Минус на минус даёт плюс, и каждое новое отрицание является в некотором смысле возвращением к предыдущему состоянию. Если рассматривать процесс этих отрицаний в глобальной исторической перспективе, их можно осмыслить как борьбу условной Персии против условного Рима.
Общая схема такова:
Православная Русь как теорритория Рима (XIII-XV вв)
1) первое отрицание при Иване Грозном
Староверческая Русь как территория Персии (XVI-XVII вв)
2) второе отрицание при Петре Первом
Романовская Россия как территория Рима (XVIII-XIX вв)
3) третье отрицание при "французах" и затем большевиках
СССРФ как территория Персии (XX-?)
В такой исторической перспективе становится очевидным, что мы стоим на пороге нового отрицания, глобальный историософский смысл которого состоит в возвращении России к Риму -- на ту линию исторического развития, которая представлена Православной Русью (XIII-XV вв) и Романовской Россией (XVIII-XIX вв), в то время как уже уходящая от нас эпоха Совка и Постсовка (XX-?) это ни что иное как вернувшаяся на новом уровне Староверческая Русь (XVI-XVII вв), созданная Иваном Грозным. Странным образом оказывается, что Ленин и Троцкий стоят в одном ряду с Иваном Грозным -- в то время как нам по логике сюжета следует ожидать появления нового Петра Великого, который и вернёт Россию к "Римскую" тропосу её бытия.
Чтобы лучше понять предложенную аналогию, полезно спроектировать глобальное противостояние двух цивилизаций (Персии и Рима) на внутриевропейское противостояние Востока и Запада.
Восток Европы противостоит Персии как непосредственному геополитическому противнику, а Запад Европы оказывается по логике противостояния (враг моего врага мой друг) союзником Персии! Пресловутый Запад, который всё время тянет к языческим культам -- это естественная "проекция" Персии внутрь Европы. А Франция -- естественный центр, средоточие этой тенденции. Поэтому главная геополитическая константа последнего тысячелетия истории Европы -- противостояние Франции и (пожалуй немецкой) Империи есть ни что иное как противостояние Персии и Рима. И не случайно Франция -- стратегический союзник Османской Империи как нового аватара всё той же Персии (при дворе сулана ведь не случайно говорили именно на персидском). Правда, тут нужно учитывать, что нынешняя Турция -- вовсе не наследница, а противоположность Османии, так же как СССР -- не наследник, а противоположность Российской Империи.
Глобальное противостояние этих двух цивилизаций, Рима и Персии (одна из которых нашла себе союзников на западе другой!) не могло не отражаться на истории Руси и более раннего периода. Первыми русских объединила именно Персия (см. Рюрик как датчанин и французский агент), затем через Крещение Русь примкнула к Риму, затем в XII веке она стала ареной борьбы Персии и Рима, что в русской истории подаётся как "эпоха княжеских междоусобиц" (см. Белые пятна истории: ПИЗА), в XIII веке нашествие монголов полагает конец этой борьбе. Геополитический смысл этого нашествия я впервые рассмотрел в заметке Монгольское нашествие на Европу. Я полагаю, что нашествие монголов было следствием какой-то глобальной интриги в мире Ислама. Монголы разрушили Персию и не тронули Египет. Следствием этого нашествия стало ослабление мира Ислама -- вследствие чего Европа и начала век за веком восстанавливать свои позиции, утраченные в эпоху Халифата (см. Ключ к разгадке "трубы" Тёмных веков). Успех Ислама в VII веке означал стратегическое поражение Рима и победу Персии, хотя Персии для этого и пришлось принять новую религию, но когда такие мелочи останавливали д'персов? А нашествие монголов положило конец Персидской гегемонии.
Тут надо было бы для полноты картины указать на связь Египта и Рима. Если уж совсем глобально смотреть на человеческую историю, Рим (точнее, грекоримская культуры) это всего лишь "аватар" древнего и вечного Египта. Как и сама Персия -- "аватар" древнего Ассура и Вавилона... но это увело бы нас слишком далеко в эпохи, когда России как таковой ещё не было, так как русскую равнину населяли разрозненные и враждующие между собою племена славян. Эти племена объединил первоначально персы -- и объединили именно для того, чтобы натравить их на православный Рим (Константинополь). Так появились русские. Но Рим сумел обратить русских в свою веру и сделать Русь своим оплотом на Востоке. Не случайно, что именно русские расшатали и разрушили Османскую Империю. И этот сюжет ещё не завершён -- и похоже, что именно нам-то (ныне живущим) и предстоит её завершать его своими руками, возвращая историю Европы в её Римское русло, из которого её вывела катастрофа Первой мировой Войны, по итогам которой Восточная Европы (читай, Рим) пала, а Западная (читай, Персия) на какое-то время достигла почти безраздельного господства в мире.
|
</> |