Рождество или Новый год: что важнее?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Для человека, который вырос в семье советской интеллигенции, традиционно тяготевшей к атеистической концепции, Новый год был самым главным праздником и самым значимым событием.
Именно с него ежегодно начиналась новая эпоха, полная планов, надежд и свершений. Этого дня ждали, к нему готовились и на него уповали.
В советский период Рождества для меня вообще не существовало, так как ни мои родители, ни родственники, принадлежавшие к старшему поколению, не были религиозны. В наших квартирах не было икон, никто не читал молитв, не посещал богослужения, не ставил свечки и не совершал других ритуалов.
Рассказы о бабушках, тайно отмечавших Рождение Христа, я воспринимала как чудесные сказки, не имеющие к моей жизни никакого отношения, а обед, сервированный 7 января чуть более торжественно, чем обычный (но совершенно не похожий на по-настоящему праздничный), я воспринимала как приуроченный к какому-то надуманного поводу. Во всяком случае, День медицинского работника и очередную годовщину Октябрьской революции мы отмечали заметнее.
Христианские Рождество, Пасху и языческую Масленицу я воспринимала одинаково – как полу-праздники с непонятным смыслом. Я знала, что в первом случае мы будем есть утку, во втором – кулич (он же - майский кекс) и выкрашенные луковой шелухой яйца, в третьем – блины. Зачем и почему – такие вопросы не возникали.
Потом произошло изменение мировоззрения, и эти календарные даты обрели иной смысл и дифференциацию: Рождество и Пасха стали восприниматься как значимые события, оказывающие влияние на всю мою жизнь, а Масленица – как забавный балаган, ассоциирующийся с чревоугодием.
Конечно, основную роль в этих переменах сыграли конфирмационные занятия, которые я посещала на протяжении года. Именно на них я получила знания и, главное, интерес к их пополнению.
И, тем не менее, до недавнего времени я продолжала воспринимать Новый год как праздник № 1, а Рождество – как праздник № 2.
Как я определила очередность? Очень просто.
Если бы я планировала начать «новую жизнь», я бы стартовала не с 25 декабря, а с 1 января, что свидетельствует о том, что именно наступление нового календарного года воспринималось как более значимая веха.
Обращаю внимание уважаемых читателей, что более важным в данном контексте я называю тот праздник, который прочнее ассоциируется с началом чего-то значительного, а не тот, который овеян более теплыми воспоминаниями и долгой историей.
Полагаю, что жители западноевропейских стран начинали бы жить по-новому в конце декабря, ведь для них Рождество всегда было началом начал. И дело не в индивидуальной религиозности, а в традициях: в странах, в которых не было гонений на церковь, и в которых церковь испытывала к прихожанам дружелюбные чувства, Рождество считалось самым душевным, теплым, уютным семейным праздником на протяжении веков, и этот процесс носил непрерывный характер. От него же велось и условное исчисление года. Именно из такого восприятия праздника и рождается искренняя, глубокая привязанность и уважение к нему.
Мой путь к Рождеству как к главному событию любого года был иным – не через дорогие сердцу воспоминания детства, а через вхождение в веру, проникновение в ее основы. Я не стремилась поставить Рождество на первое место, затмив им волшебную новогоднюю ночь, но внезапно это произошло само собой. Совсем недавно – три недели назад.
Прислушавшись к себе, я обнаружила, что теперь праздники №№ 1 и 2 если не поменялись местами, то стали равными.
Это можно назвать чудом или закономерностью, но факт остается фактом: сейчас я воспринимаю Рождество как начало, а Новый год – как продолжение.
Нет, новогодние торжества не утратили свое очарование, и волшебство новогодней ночи не стало более блеклым – просто началом становится Рождество, а не бой курантов в ночь с 31-го декабря на 1-е января.
Это не значит, что наш рождественский стол будет обильнее новогоднего. Я не устанавливаю прямую корреляцию между субъективной значимостью события и размахом пиршества. Приоритет Рождества – исключительно внутреннее восприятие, которое затрагивает эмоции, а не аппетит.
А какой праздник из этих двух вы воспринимаете как главный?
|
</> |