91 ГОД НАЗАД 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя.

топ 100 блогов mon_sofia05.12.2022

Егор Агафонов

91 год НАЗАД 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя.

Помещаю ниже - значительный отрывок из воспоминаний об этом. Это фрагмент из нашего второго тома "Русская Церковь. Век ХХ." Воспоминания. Т. 2. Кн. 2. М., 2021.

91 ГОД НАЗАД 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя.

А.Л. Пастернак

Инженер, архитектор Александр Леонидович Пастернак родился в 1893 г. в Москве в семье художника. Брат поэта Бориса Пастернака. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт. Работал на строительстве Шатурской ГРЭС, канала Москва-Волга, был помощником К.С. Мельникова при проектировании и строительстве первого саркофага в Мавзолее В.И. Ленина. Скончался в 1982 г. Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983.

Конец Храма Христа Спасителя

В 1928 году, насколько припоминаю, был объявлен правительством большой интернациональный архитектурный конкурс на составление проекта Дворца Советов СССР в Москве. Местом расположения сооружения была назначена площадь Храма Спасителя, чем была предрешена также и его собственная судьба.
Конкурс привлек к себе большое внимание и профессио-
налов, и простых любителей, предлагавших только «идеи»
возможного и невозможного проектирования. Среди
архитекторов оказались и крупные имена Запада, и русские
зодчие, уже прославленные своим прошлым.
Принят к осуществлению был далеко не лучший проект,
оцененный, однако, первой премией; он чем-то кого-то очаровал и вышел на первое место. Это был проект архитектора Д.М. Иофана, еще мало тогда известного, но с большими связями, что многое тогда решало.
Главная мысль архитектора заключалась в том, что на высо-
кий, единый объем здания, решенного очень компактно, многоярусно — причем ярусы, уменьшаясь в планах, создавали некую растущую пирамидальность, — на такое здание архитектор вознес громадную статую стоящего во весь рост В.И. Ленина, лицом обращенного к Кремлю, с рукой, протянутой к нему же. Понятно, что в рядах жюри такая композиция должна была иметь большой успех. Автор довольно бесхитростно и более чем наивно разрешил
модный тогда вопрос синтеза искусств, в данном случае — архитектуры и скульптуры — соединив их просто через знак «плюс».
Последующие туры, а их было, кажется, четыре, для Д.М. Иофа-
на проходили гладко; он от раза к разу «дорабатывал», то есть послушно выполнял замечания, какие ему предлагалось учесть. Когда же от слов перешли к делу, оказалось, что проект этот, успешно прошедший абстрактный конкурс, потребовал, в дальнейшем, при переходе к настоящей, деловой разработке, разрешения многих и серьезных конструктивных проблем, и других конкретных задач. Начну с того, что одна подготовка места под постройку такого проекта заняла нежданно несколько лет интенсивного труда.
К сожалению, я не вел тогда ни общего дневника, ни, в част-
ности, записи того, что было связано со стройкой этого Дворца. Надо сказать, что работа по подготовке к строительству сама распадалась на три очень определенных и разных этапа: первый — был вызван сносом и разбором Храма, и очисткой площади от мусора; второй — подготовка грунта, оказавшегося очень слабым и потребовавшим укрепления его сваями — и третий — подготовка фундаментов, очень сложных и тяжелых.

* * *
В один прекрасный, как говорится, день, а был он, действительно, как весенний и солнечный — прекрасен, мы, взглянув в окно, увидели, что на площади, в какой-то ее части, Храм был уже обнесен высокой стеной ограждения из свежевыстроганных досок. Так началось строительство Дворца, хотя до самой стройки должно было еще много воды утечь; но — символически — это было все же началом.
Первое изменение в облике храма не заставило себя дол-
го ждать. Когда весь он оказался в окружении замкнувшейся ограды, мы увидели на золоте большого среднего купола, почти под самым яблоком креста, небольшой черный зияющий квадратик. В бинокль мы увидели открытый лаз; можно было разглядеть даже темные силуэты людишек, то подходивших к краю, то скрывавшихся внутри в глубине купола! Можно было также разобрать, как людишки эти, привязанные к канатам и сидевшие на досках, — работали по разрезке, снятию и уборке золоченых листов, представлявших большую ценность; разговоры о золоте купола были несомненно преувеличены, но какое-то содержание
чистого золота в медной обшивке наличествовало — снятые листы уносились бережно через лаз, вовнутрь.
Работа шла четко и быстро. На следующее утро нас встре-
тил уже не черный зияющий в золоте лаз, а целый пояс обнаженных ребер в паутине распорок и раскосов.
День за днем остов большого купола, а заодно с ним и дру-
гих, малых куполов, своей кружевной ажурностью и необычайной легкостью рисунка стали спорить с темными, плотными кирпичными полусферами сводов, похожими на тюбетейки. Сложный каркас куполов заканчивается теперь чернеющим железом остовов крестов, ранее бывших золотыми.
Видимое нами разрушение прекратилось. Все золото было
снято и исчезло. Смотреть стало не на что, а облегченный вид
верха — укором глядел, в свою очередь, на нас, точно мы своим любопытством усиляли боль уничтожения.
Земля — теперь земля, а не купола храма — захватила все
наше внимание. Новенькие, вероятно только что окрашенные,
грузовые автомобили остановились вдоль тротуара, отделявшего Всесвятский проезд от площади; три однотипные машины, кроме их нового и свежего вида, привлекли наш интерес еще и большой их мощностью. С одного из них скатили на землю катушку, подобную тем, на какие накручены кабели телефонов и электросетей. Другая, такая же, пока еще находилась в кузове другого автомобиля. Шоферы вышли из кабин и покуривая о чем-то спорили, показывая руками на стену храма. Катушку стали подталкивать к храму, и толщенный, белый, новый, как сами машины,
манильский канат, чуть ли не в руку толщиной, стал змеиться на земле вслед за уходящей катушкой. Потом с другой машины спустили на землю вторую катушку и стали также разматывать другой канат, ложившийся рядом с первым. Такие манипуляции нас заинтриговали...

***
Однажды в переулке, почти под нашими окнами, стали рыть
какую-то глубокую траншею, а затем к ней прибавили еще ква-
дратную яму. Мы вскоре узнали, что в яме разместилась аппаратура сейсмографического наблюдения, а затем нас предупредили, что такого-то числа и в такой-то ранний утренний час, когда жизнь города еще не просыпается, будет проведен взрыв храма, такой-то силы; боялись, что в результате взрыва камни и куски разбитых стен могут обрушиться на наш двор и дом. <�…>
В назначенное утро взрыв был, действительно, произведен;
как говорили, сейсмограф был силой взрыва испорчен; я, лежавший еще в постели, ощутил явственно, как подо мной все внезапно дрогнуло, качнулось, еще раз, еще — меня чуть тряхануло, как будто кровать хотела из-под меня выскочить — и все замерло. Подобие землетрясения ощущалось на большом радиусе — взрыв был довольно мощен!
Но куб камня — храм целиком — как стоял раньше, так
остался целым, плотным кубом. Где-то, что-то расселось, что-то внутри обвалилось и осыпалось, в одном — или двух — местах, прошли, как зигзаг молнии, трещины, сквозные, от карниза и до цоколя; обрушились — внутри — какие-то второстепенные своды; но объем устоял, не поддавшись. Тогда решили подрывать в отдельности, небольшими участками, отдельные опоры, частыми, но ограниченными взрывами, чтобы расшатать здание и нарушить в нем общее сопротивление. Так постепенно, кусками отрывали то одну, то другую часть притворов, опор, внутренних стен.
Наконец было решено снова испробовать силу общего взрыва, большей мощности. В назначенное время часть жильцов нашего дома, и мы в их числе, собрались на плоской крыше нашего дома, поглядеть, как это произойдет. Минута в минуту раздался удар взрыва, наш дом здорово тряхнуло, над храмом поднялась вверх громадная красно-черная туча пыли, газа и мелкого щебня, собою все скрывшая; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходясь в небе громадным зонтом над площадью. Постепенно под ним просветлялось чистое пространство; а где же храм? — Поверженный, он лежал громадной
горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко высился угол соборной стены с необвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом. Еще страшней был вид арки окна, висящей где-то в верхних ярусах. Все представляло собою какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.
В Москве, на московской площади, ожила и стала осязаемо зримой гравюра Пиранези, из цикла излюбленных им изображений колоссальных и диких развалин Рима — мостов и тюрем, карцеров, с разбитыми лестницами, свисающими откуда-то лианами канатов, какими-то нечеловечьими фигурами людей, в самых странных и диких позах безумства — почти в стиле Калло.
Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне — создавала удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.
Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим
светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли: ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящий укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В конце концов и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишалась всего, своих скверов, лестниц, постамента, нянек
и голубей… становясь необъятным пустырем…

........

А еще более редкие воспоминания - от оператора В. Микоши ("Я останавливаю время") - кинооператора, которому было проучено запечатлеть уничтожение храма..

Там же, в нашей книге.

#inelisaveta #mon_sofia #православие #общество  #история #храмхристаспасителя #разрушение #преступление #вандализм 



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Cкоро будет Новый год - Время дури и кошмарок! Дед Мороз к вам забредет - Фиганет в окно подарок!.. ...
Юрий Петрович Щекочихин родился в Кировабаде 9 июня 1950 года. В 1975 году он окончил Московский Государственный университет и получил диплом журналиста. Его первая публикация — в газете «Московский комсомолец» — состоялась в 17 лет. Еще ...
Вчера цена на нефть упала на 50% с $16/баррель до $10/баррель, а доллар как стоил 74 рубля, так и стоит 74 рубля +- стохастика форекса и даже попыток дернутся не делал. Россия слезла с нефтяной иглы?! А теперь я хочу поблагодарить моих читателей в США, оценивших мой анализ ...
Всё чаще в ленте вижу комментарии и посты про нло и т.д. Всё больше людей наблюдают их. Поясню. Готовится Большой Контакт. Решение принято. Малый состоялся ещё в 50-х.... Кроме того, галактический флот проводит ряд мероприятий по оптимизации условий проживания в этой звёздной ...
http://kashin.livejournal.com/2787658.htmlбольше ста комментов у кашина по "делу маши дроковой". он пишет, что ему не все понятно. просит "не судить ее строго"...кому тут что непонятного?  Маша Дрокова - активистка "Наши", которая благодаря этому - как ...