Рождение стиляги
vikond65 — 29.07.2023Ровно 60 лет назад, 29 июля 1963 года, впервые поднялся в воздух прототип среднемагистрального реактивного лайнера Ту-124А, который в 1966 году был запущен в серию под обозначением Ту-134. Самолет выпускался на Харьковском авиазаводе до 1989 года и был растиражирован в количестве 854 экземпляра, став одной из самых массовых пассажирских машин советского производства.
За тонкий изящный силуэт Ту-124А получил у испытателей прозвище "стиляга", однако, это словечко хрущевских времен вскоре вышло из употребления и забылось, а вместе с ним забылась и кличка. Самолет оказался весьма надежным и безотказным. До начала 1990-х годов Ту-134 перевезли более 500 миллионов пассажиров, а потом - еще несколько десятков миллионов. Я тоже несколько раз успел на нем слетать, впрочем, в памяти эти полеты не отложились. Давно это было, еще в советские времена.
В России "сто тридцать четверки" эксплуатировались на пассажирских трассах вплоть до мая 2019 года, когда последний летный экземпляр авиакомпании "Алроса" совершил последний рейс из Иркутска в Мирный, чтобы встать там в качестве памятника. Однако военные модификации летают и сейчас, а также несколько машин продолжают бороздить просторы небес над Северной Кореей.
Любительское фото первого прототипа Ту-124А, который стоял в качестве экспоната на ВДНХ. К сожалению, в "лихие девяностые", когда выставка на время превратилась в базар, эту уникальную машину порезали на металлолом.
Еще один любительский фотоснимок посадки пассажиров в Ту-134, сделанный в 1970-е годы. Сзади пролетает вертолет Ми-4.
Пилотская кабина Ту-134: сплошные стрелочные приборы - классика. В центре виден лаз в застекленную носовую кабину штурмана. На модификации Ту-134Б, запущенной в серию в 1980-м, ее убрали, установив навигационный радар.
Интерьер пассажирского салона. Как говорится, скромно, но достойно.
Ту-134 в окраске "Аэрофлота" советских времен.
В 2000-е годы самолеты авиакомпании, в том числе и Ту-134, получили новые "ливреи".
Ту-134Б северокорейской авиакомпании "Эйр Корё" - последнего гражданского эксплуатанта этой машины.
Военно-учебная модификация Ту-134УБЛ по прозвищу "Буратино", служащая для подготовки экипажей Ту-22М3 и Ту-160.
Ту-134Ш, на котором обучаются штурманы-бомбардиры фронтовой авиации. Под фюзеляжем видны подвески для учебных бомб.
|
</> |