Рождение и распад империй

топ 100 блогов matsea20.04.2022

Да не, это я не могографию пишу. А просто вспоминаю чертову прорву книжек по антропологии, которую я читала за кофе в Barnes&Noble. Тамошняя атмосфера как-то располагает.

Вообще, антропологи долго судили да рядили – а что такое империя? Это что-то большое? Но вот, к примеру, ранние античные империи. Самой ранней империей считается Аккадия, которая начала формироваться вокруг Месопотамии где-то в районе 2400-2300 до н.э. Аккадия эта располагалась примерно на месте современного Ирака, Армении и Азейбарджана с небольшой добавкой Ирана – т.е. нельзя сказать, что эта империи занимала уж прямо так уж много места. Примерно как Франция. Но вот современную Францию никто не зовет империей.

В общем, на определении империи договорились так: это государственное образование, которое а) многонационально и б) активно стремится к расширению. Т.е. нынешние Швейцария и Канада на являются империями, хотя они и многонациональны, потому что они сидят себе в своих границах и никого к себе не пришивают. И Германия никогда не была империей, ни во времена Бисмарка, ни во времена Гитрера, потому что она расширялась за счет конгламерации этнически однородных государств, имевших общий язык. Всех прочих она сперва не трогала, а потом собиралась либо свести под ноль либо оставить в каком-то качестве – но не как часть Германии. Т.е. империя не совместима с очень жестким национализмом. Национализм возможен только мягкий, при котором образующая нация может звать всех прочих чурками, но эти чурки будут занимать при этом ведущую роль в жизни империи, включая правительство.

Потому что для формирования империи всегда используется три основных подхода: завоевание, подкуп и брачные связи. Т.е. не все чурки присоединяются силой. Часть народов и территорий присоединяется через договор с чурками, щедрые подарки их правителям, отдачу им в жены дочерей и сестер – всякое такое. 

Зачем вообще делать империю? На самом деле, это просто начальная форма государственности, которая жестко завязана на переход к земледелию. Вот ходит где-то, допустим племя. У него могут быть овечки и лошадки, а может и не быть – зависит от территории. Оно может просто чего-то там собирать или ловить в лесу. Оно не будет сидеть на месте: на месте оно все съест. Или овечки съедят. Они все всё съедят и двинут дальше. У племен, связанных родством и этничностью есть по дефолту договор о ненападении, и они как-то там мирно разбираются и договариваются, кто куда идет пастись, чтобы прочим не мешать. У племен не связанных какими-то такими родственно-дружескими связями, идет по дефолту война. Но поскольку война – дело сильно затратное, они стараются в общем и целом не нарываться, не лезть туда, где пасутся более сильные соседи, тренироваться, делать более лучшие стрелы, показывать при случае свои военные навыки — ну такая какая-то стратегия.

И вот они переходят к земледелию...

Во первых – зачем?! Какое-то время считалось, что это было выгодно для людей экономически, но ни один исторический факт этого не подтверждет. Просто ни один. При переходе к земледелию люди сильно испортились, чисто физически, и об этом очень ясно говорят все раскопки. Земледельцы становились меньше ростом, у них были ужасные зубы, и у них была колоссальная детская смертность. И ничего удивительного в этом нет. Инструменты были очень примитивны, сорта хорошие не выведены, урожаи низкие — и пахать приходилось как папам карлам. Примитивные племена затрачивают на добычу еды тем или иным способом часа четыре в день. Остальное время они чешут языком, играют с детьми, шуршат чего-то. Не перенапрягаясь. При этом питание у них здоровое и разнообразное, всякого рода растения и зверюшки – БЖУ. Раннее земледелие требовало работы от зари и до зари, а жрать приходилось в основном то, что вырастил - т.е. однообразно и не слишком здорово. Детей в результате стали гораздо раньше отнимать от груди и кормить кашицами – что не больно-то им полезно. Ну и как вишенка - бактерии-вирусы из-за кучкования по деревням.

Так зачем? Тут дело было, видимо, в том, что если какая-то группа населения на хорошей земле, типа Фертильного Полумесяца, в какой-то особо урожайный год начинала слишком увлекаться земледелием, им уже не было дороги обратно. Культивировать-то растения человечество научилось очень и очень давно – эдак десять тысяч лет до н.э., если не раньше. Но переходить к земледелию и оседать оно абсолютно не спешило – и правильно. Но если вдруг так получалось, что какая-то деревня слишком перевложилась в свои колоски, им было очень трудно развернуться на 180. Накапливался скарб, обустраивались жилища, надо было это все бросать и куда-то двигать в неизвестность, а в этой неизвестности сидели боевые соседи, которым ты ни разу не сдался. Моисей водил своих по пустыне целых 40 лет по одной простой причине: во всех плодородных землях им давали люлей и разворачивали назад в пустыню. Пока не размножилось новое боевое поколение.

Ну, и есть еще интересные наблюдения, которые показывают, что могло быть катализатором процесса. Во первых, в каждой земледельческой культуре одно из двух изначально культивирумых растений было наркотичеким. Например, двумя первыми культурами, освоенными в Фертильном Полумесяце были ячмень и мак. Во вторых, в каждом раннем земледельческом сайте строили какой-нибудь храм. Очевидно, что эти процессы в сцепке и производили переход. Храм надо было достроить. Мак подкреплял энтузиазм. Ну, и ячмень в этой ситуации нужен был, чтобы не загнуться.

Причем еще неизвестно, какой из факторов был первичен. Например, харизматичный лидер и его группа поддержки могла в хороший год засадить полянку мака, а собрав урожай и насладившись плодами, со всей дури возжелеть построить храм. А далее уже оставалось только сажать и жрать ячмень.

Как бы там ни было, земледельческсая деревня станосилась очень уязвима, поскольку соседи-кочевники могли в нее придти, сжечь и разграбить. А ответить тем же им было нельзя, поскольку у соседей было нечего жечь и грабить. Так что соседей надо было обращать в свою веру, вести в свой храм, подкупать, угощать маком, учить земледелию. А несогласных – убивать. Далее, соседями становилась следующая порция, так что прцесс не сходился. Вот так и создавались империи.

А от почему они рушились? Как нас учили, верхи не могли, а низы не хотели. Хотя на самом-то деле, низы никогда не хотели. Низам в империях всегда приходилось несладко. Так что у низов было всего два состояния: похуй и не хотели. Эти состояния перемежались и довольно сильно зависели от погоды и общей обстановки. Так что, если верхи доходили до состояния «не могут», то можно было не сомневаться, что низы придут в нехотящее состояние  – и скоро. В общем, все дело было в том, что верхи не могли.

Есть много теорий о том, почему верхи переставали мочь. Мне больше всего нравится та, которая считает, что первична была длительность коммуникаций. Ну, т.е. если империя разрослась настолько, что приказ императора идет на окраины больше недели, то это не очень функциональная империя. Поэтому с улучшением дорог и изобретением новых транспортных средств империи увеличивались в размере.

Разваливались империи обычно на этнические государства – у старым швам. У этих образовавшихся государств были умения себя защищать, умения себя кормить и иммунитет против образования новых империй. Какое-то время они так вот держались – а потом образовывался новый центр кристаллизации.

И вот коммуникации улучшались, и империи становились все больше и больше по размеру, и какая-нибудь из них должна была уже съесть весь земной шарик – и вдруг... И вдруг что-то изменилось. Не то чтобы Британия уж никак не могла отвоевать себе Суэцкий канал в 1956. Но она глянула на этот самый канал, пожала плечами, сказала «да пох» - и съ...алась. Не то чтобы Штаты не могли еще маленечко расшириться. Все ведь так хорошо начиналось – янки отвоевали кусок у Мексики, прикупили Луизиану, подчинили Юг, прикушали Гаваи, зарентовали Аляску и отцапали у Испании Пуэрто Рико. И вот прошло более 120 лет – и где? Где еще? Трамп подумал было тряхнуть стариной и прикупить Гренландию, а ему свои же сказали – мужик, ты спятил?! Зачем?!

В общем, мир вдруг заметил, что воинственные кочевники кончились. А оставшиеся не представляют собой эксистенциальной опасности. Земледелие тоже кончилось. Нет, ну то есть оно, конечно, не кончилось, кушать по прежнему надо. Но нынешнее земеделие, да и вообще производство еды, происходит на очень небольшом колличесве земли, оно интенсивно и не затратно. Фермеры не пашут больше от зари до зари, а мы, во физическим параметрам, вернулись к охотникам и собирателям. Ну, кроме производства еды, есть еще, конечно, всякие металлы, нефть и прочее полезное. Но его как-то проще купить, чем присоединять. Когда ты чего-то к себе присоединяешь, надо что-то делать с населением, вроде как заботится о его благе – а это всем лень. 

Будем смотреть, чего получится дальше.

В общем, народ. У кого там разваливается империя. Это нормально, было уже много раз, и от этого никуда не деться. Это естественный процесс, который не остановить. И, главное, в этом нет ничего страшного и даже особенно плохого. Нет, у вас там не особый путь. Это просто аутизм и легкая задержка в развитии. Это лечится.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И так, мне кажется, что если ты начал какое-то дело, делай пока ты им горишь. Не в том смысле, что оно тебя не бесит, а в том смысле, что оно тебя тянет вверх и вдохновляет. ...
Яна, здравствуйте. Вы часто поднимаете тему сталкерства у себя в ЖЖ, описываете собственный опыт и мне стало интересно, а есть ли какие-то методы отвадить сталкера, которые реально работают? Причем в реалиях такой страны как Россия, где запретительный ордер фантастика. Конечно ...
Тут важно что - не сбрендить вместе с окружающим миром. Это, конечно, сложно, но можно. Во-первых, надо признать как факт, что мир сошел с ума, притом не вчера. Явные симптомы обнаружились еще во время эпидемии ковида, до того проявлялись спорадически. Во время эпидемии безумие стало ...
Слідчий відділ поліції № 1 Полтавського райуправління ГУНП в Полтавській області восьмий місяць розслідує справу щодо полтавця, який за допомогою спеціального апарату збільшив статевий орган, зняв це на камеру та виклав на порносайті. Чоловіку загрожує штраф або до 5 років ув’язнення. У ...
В ленте опять завозились про новогоднюю еду. В связи с неуклонным ростом благосостояния интонация этих обсуждений пока еще не героическая, но несгибаемостью уже слегка отдает. Тема еды плавно покидает область чувственного и нагружается всякими гражданскими смыслами. Этот текст был написан ...