
"Рыцарь гуманной педагогики" Шалва Амонашвили


Шалва Александрович Амонашвили, великий советский педагог, автор
концепции гуманной педагогики.
Был такой случай, однажды Шалва задал вопрос учителям, собравшимся
на его лекции:
"Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и
заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. "Ваши действия?"
Учителя начинают предлагать разные варианты: "Выйди из класса",
"Давай дневник", "Садись на свое место, поговорим после урока…". Но
Шалва Александрович не был удовлетворен. ⠀ Он сказал: "Когда
ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал: "Здравствуй, чадо мое,
пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы
тебя ждали". Это называется безусловная любовь, это нельзя
сымитировать. Если он опоздает и на второй день, я с еще большей
любовью скажу: "Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя,
проходи скорей, садись. Мы без тебя не могли начать урок". ⠀ И вы
знаете, если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок
перестанет опаздывать. Потому что он реагирует только на чистый
импульс любви. И если он чувствует, что его где-то любят, он не
будет туда опаздывать больше. В этом психология ребенка: если он
чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там
ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать
не будет".
Как известно, до седьмого класса Шалва был круглым двоечником,
однако его отношение к учёбе изменила новая учительница по
грузинскому языку. Она относилась к ученикам с интересом и
уважением.
Шалва школу окончил с золотой медалью.
Личность Шалвы стала центральным понятием концепции гуманной
педагогики, которую разработал Амонашвили.
В частности, в книге "Размышления о гуманной педагогике" (1996), он
пишет:
"Уважаемый Учитель!
Моя педагогическая жизнь, пристальное изучение личности и опыта
работы своих коллег-учителей привели меня к некоторым обобщениям,
которые, по моему убеждению, составляют основу гуманной
педагогической деятельности учителя. Когда я определял их для себя,
в какой-то степени был разочарован: обобщения эти оказались давно и
хорошо известными для классической педагогический мысли и
творческой практики учителей. Но, с другой стороны, я был глубоко
удовлетворен тем, что пришел к тем же идеям и мыслям об учителе,
которые составляют сокровищницу классики. В постоянном общении с
учителями они все больше конкретизировались у меня в формулировках,
и я попытался систематизировать их, принимая одни в качестве
законов для учителя, другие — в качестве принципов его
деятельности, третьи — в качестве заповедей учителю и т.д. Такое
разграничение педагогических установок, может быть, не покажется
Вам точным, но дело не столько в том, в каком качестве их
принимать, а в том, что каждая установка отражает отличительную
черту гуманного педагогического процесса, и они вместе составляют
его качество. Я не стану разбирать и обосновывать их, думаю, они в
этом не нуждаются, настолько они очевидны и истинны. Кроме того,
весь пафос всех предыдущих встреч служил раскрытию их сути и
обоснованию возможности их осуществления в системной педагогической
деятельности учителя. Предлагаю Вашему вниманию схему этих
обобщений: вот какая у меня получилась система установок после
того, как я их распределил по основным категориям и довел до трех в
каждой категории".