Ранние славяне в лесостепном Подонье в III-VII вв.
andvari5 — 08.09.2022

Острогожский клад. 16 – глина; 24 –
стекло; остальное – бронза (рисунки В.Д. Березуцкого).
Хочу сохранить себе кое-что по первой славянской волне (точнее,
нескольким первым волнам) в моем регионе. Фрагмент из "Очерки
археологии лесостепного Подонья в эпоху голоцена".
Глава 5 этой монографии посвящена ранним славянам в лесостепном
Подонье в III — VII ВВ. Будет много текста.
--------------------
Общую картину событий, происходивших в Верхнем Подонье во
второй половине V — VII вв. можно представить себе следующим
образом, разумеется, в первом приближении.
В конце V или на рубеже V/VI вв. в лесостепном Подонье
произошли какие‑то события, которые для местного населения имели
весьма серьезные последствия. Наиболее существенные из них
следующие.
1. В долине Дона, к западу от него, в нижнем и среднем
течении Воронежа исчезают памятники типа Чертовицкое‑Замятино,
включая крупные агломерации на Острой Луке Дона (некие
центры).
2. Прекращаются захоронения на могильниках круга
Животинного.
3. Меняется локализация населения. Оно сосредотачивается
в среднем и верхнем течении Воронежа, где памятники типа
Чертовицкое‑Замятино пока не известны. Сюда же, ближе к истокам
Воронежа, переносится торгово‑ремесленный
центр (Стаево). Эти наблюдения пока не окончательные, но
судя по имеющимся материалам, на самом Дону население в VI‑VII вв.
было редким. Функционирование торгового пути из При- черноморья в
Поочье в раннем средневековье, очевидно, продолжалось. Тем не
менее, этот путь, видимо, частично меняет свое направление и
проходит в раннем средневековье по р. Воронеж, в истоках которой
существовал торгово‑ремесленный центр у с. Стаево.
4. Большинство поселений (кроме Стаево) имеют небольшие
размеры. Судя по малочисленности происходящих с них материалов, они
производят впечатление кратковременных.
5. Наблюдается общее огрубление (упрощение) материальной
культуры.
Кризисные явления где‑то в это же время, т.е. около конца V
— начала VI в. зафиксированы и в соседнем окском регионе. Н.А.
Кренке отмечает, что жизнь на москворецких городищах
позднедьяковской культуры продолжались в IV‑V вв. Тем не менее, в
V‑VII вв. наблюдается некоторый «спад жизненной активности»,
который привел к фактическому запустению Москворечья в VII‑VIII(?)
вв. (Кренке, 2014, с. 354, 355). В IV‑V вв. на позднедьяковских
городищах распространяется керамический стиль «мощинского круга».
Вещи VI‑VII вв. на москворецких памятниках известны, но они
довольно редки и с трудом связываются с контекстом какой‑либо
определенной культуры. Выделяется серия т.н. пост‑дьяковских
памятников, но их количество пока невелико (Кренке, 2016, с.
281‑283).
Большинство городищ мощинской культуры датируется не
позднее V в. (Воронцов, 2013, с. 37‑ 42; 2016, с. 232). Более
поздние памятники единичны (Картавцево, Акиньшино, несколько
случайных находок). Мощинское население в Поочье, по всей
видимости, осталось (Воронцов, 2016, с. 231), но сильно сократилось
по численности.На вопрос, в чем была причина кризиса в
Подонье, Верхнем и Среднем Поочье, пока ответанет. Версий можно
предложить несколько (нашествие, втягивание населения в военные
действияна стороне, истощившие людские ресурсы, эпидемия,
экологический кризис), но любое предположение пока недоказуемо. Нам
остается довольствоваться лишь описанием последствий событий. В
VII в. в Верхнем Подонье зафиксировано присутствие еще одной
раннеславянской группировки — выходцев с территории колочинской
культуры восточного Поднепровья. Экспансия колочинского
населения была достаточно масштабной. Памятники связанной с ней
линии Кривец распространяются от среднего течения р. Цна на
северо‑востоке региона (Коровий Брод) до южной границы донской
лесостепи (Терешковский вал). В VII в. устанавливаются связи
населения региона с территорией Поднепровья. В этот же период на
водоразделе Дона и Оки наблюдается присутствие кочевников‑тюрок
(Арцыбашево). Не позднее конца VII в. верхневоронежская группа
прекратила свое существование. Не исключено, что Верхнее Подонье
оказывается втянутым в те же политические процессы, что и
Поднепровье: о трагическом финале верхневоронежской группы
свидетельствуют следы пожара на поселении Кривец‑4 (сгорели все
жилища) и Острогожский клад, который близок по составу к кладам
типа Гапоново и Мартыновки, маркирующим этнокультурный перелом в
Поднепровье (Гавритухин, Обломский, 2009). Более поздняя
боршевская раннеславянская культура генетически не связана с
верхневоронежской группой.
Происходит новая смена населения.
Как показал обзор древностей I‑VII вв., которые связаны с
присутствием славян в лесостепном Подонье, этот регион не входил
в состав территории, где происходило формирование раннеславянских
народов. Если в Поднепровье прослеживается собственная линия
развития археологических структур от позднезарубинецкого периода до
раннего средневековья (до пеньковской и колочинской
культур), то ничего подобного в Подонье мы не наблюдаем.
Различные группировки ранних славян периодически проникали в
этот регион из Поднепровья, но волны заселения постоянно сменяли
друг друга. В относительно чистом виде раннеславянские древности
представлены только в группе Шапкино‑Инясево в бассейне Хопра. Во
всех остальных случаях славянские компоненты входили в состав
полиэтничных структур.
В целом, история начальных этапов проникновения славян в Подонье
выглядит следующим образом.
В середине/третьей четверти I — середине III в. в
Среднем Прихоперье возникает группа памятников типа
Шапкино‑Инясево, которая связана с продвижением в этот регион
населения позднезарубинецкого культурно‑хронологического горизонта
с территории востока Днепровского Левобережья — бассейна Северского
Донца. В ближайшем соседстве с территорией, занятой поселениями
типа Шапкино‑Инясево на Хопре, хорошо известны сарматские
могильники. Тем не менее, каких‑либо отчетливых контактов между
раннеславянским анклавом и сарматами не отмечено.
Население группы Шапкино‑Инясево, несмотря на свою
изолированность, сохраняет связи с Поднепровьем. В частности,
именно оно активно использует украшения с выемчатой эмалью
восточноевропейского стиля, которые в Поднепровье, начиная со
второй половины II в., были составной частью раннеславянского
женского убора. Западнее в долине Дона и на его ближайших притоках
не позднее начала III в. распространяются древности горизонта
Паниковец, пока еще очень слабо изученного. Для памятников этого
периода в регионе характерно смешение населения раннеславянской
киевской культуры и местного скифо‑сарматского, чего в Прихоперье
не наблюдается. Украшения с эмалями активно используются и в
западном регионе Подонья, но большинство кладов вещей этого круга
представляют собой скопления лома, предназначенного для
переплавки.
Новый этап заселения лесостепного Подонья начинается
около середины III в. В этот период в регион проникает население,
связанное по происхождению с территорией черняховской культуры,
которая является археологическим отражением Державы готов. По всей
видимости, выпадение в землю кладов украшений с эмалями, которые
использовались обитателями Подонья на предыдущем этапе,
связано с возникшей в процессе появления пришельцев угрозой.
В результате в донской лесостепи формируется новая культурная
группа (типа Каширки‑Седелок), в составе которой выделяются два
компонента: раннеславянский, связанный по происхождению с так
называемым черняховским населением киевской традиции, и южный
(скорее всего, причерноморский) позднескифский. Судя по
распространению характерной лепной посуды, раннеславянское
население в составе новой донской группировки преобладало. Верхнее
Подонье оказывается вовлеченным в орбиту влияния черняховской
культуры. Распространяется характерная гончарная керамика и
украшения черняховского стиля, римский импорт, монеты. Активно
осваиваются долины малых речек и ручьев, начинается распашка
черноземов. Развитие этой новой структуры в начале — середине IV в.
было искусственно прервано. Подавляющее большинство поселений типа
Каширки‑Седелок погибло в пожарах, причем эти пожары не были
внезапными. В сгоревших постройках находят очень мало вещей, все
более или менее
ценное из домов было вынесено.
По всей видимости, уход населения типа Каширки‑Седелок из
Подонья носил характер эвакуации. С чем было связано это
событие, пока точных данных нет. Я высказывал предположение, что
Подонье было захвачено готами в ходе их военной экспансии на
восток. Отражением этих событий в «Гетике» Иордана является
пересказ эпических преданий готов о походах дружин короля
Германариха. Не ранее четвертой четверти IV в. в Верхнем Подонье
формируется новая археологическая структура — поселения типа
Чертовицкое‑Замятино и могильники круга Животинного. Ее население
также было полиэтничным. В его составе прослеживается несколько
компонентов: раннеславянский (связанный по происхождению с
восточным сейминско‑донецким вариантом киевской культуры), т.н.
окский, возникший в результате продвижения в регион
группировок из бассейна Верхней и Средней Оки (территория
мощинской, позднедьяковской и рязано‑окской культур), черняховский,
позднеантичный,степной (элементы как позднесарматской, так и
тюркской культуры). Яркую картину смешения традиций разного по
происхождению населения демонстрирует археологический комплекс
поселений, погребальный обряд, антропологический облик захороненных
на могильниках.
Специальные исследования показали, что раннеславянский
компонент в составе памятников типа Чертовицкое‑Замятино
генетически не связан с донской культурной группой круга
Каширки‑Седелок позднеримского времени, а является результатом
проникновения в Подонье нового населения, хотя и близко
родственного ранее здесь обитавшему. Поселения конца IV — V вв. в
Подонье весьма разнообразны не только по площади, но и по своим
функциям. Кроме рядовых селищ, изучены обширные поселки — центры
ремесла и торговли (например, у сел Замятино и Ксизово). Ремесло
при этом было весьма разнообразным — черная металлургия и
металообработка, ювелирное, косторезное, гончарное. Зафиксированы
следы изготовления или ремонта оружия (кольчуг и луков).
Экономическим, а возможно, и политическим центром региона были
поселения на Острой Луке Дона у г. Задонска Липецкой обл. Здесь же
(у с. Ксизово) находилась сакральная зона, где исследовано
большинство известных в Верхнем Подонье могильников.
Необходимо отметить элементы социального неравенства населения,
которые зафиксированы на поселениях (как малые, так и большие
усадьбы с обширными дворами и многочисленными хозяйственными
сооружениями), и на могильниках (рядовые захоронения с
относительно небольшим количеством инвентаря в Ксизово, погребение
знатной женщины с золотыми вещами в Мухино‑2). У населения
лесостепного Подонья в конце IV — V вв. наблюдаются широкие
торговые и культурные связи с различными территориями, в т.ч. и
довольно отдаленными (Подунавье, Центральная Европа, Поднепровье,
Причерноморский регион, Поочье). Не исключается христианизация
части обитателей Верхнего Дона (по данным погребального
обряда).
Структура, которая наблюдается в Верхнем Подонье в конце IV
— V вв., достаточно резко отличается от сравнительно
однородных археологических общностей региона предыдущих эпох и
имеет черты раннегосударственной. По всей видимости, на Дону
существовал один центров Державы гуннов, для образования которого в
этот регион было перемещено население из разных ее частей. Донской
анклав пережил распад гуннского объединения, произошедший в
середине V в. после смерти Аттилы, и существовал до конца этого
столетия. Решающую роль в формировании сгустка полиэтничного
населения конца IV — V вв. на Дону сыграл торговый путь из
Причерноморья в Поочье. Не исключено, что те группировки, которые
контролировали этот путь на территории лесостепи и юга лесной зоны,
получили у позднеантичных и раннесредневековых историков название
«акациры».
Новый этап истории Верхнего Подонья начался на рубеже V/VI вв.
(возможно, в конце V или в начале VI в.). Поселения в западной
части донской лесостепи, в т.ч. и торгово‑ремесленные центры на
Острой Луке Дона, по не известным нам пока причинам прекратили свое
существование. Потомки населения памятников типа
Чертовицкое‑Замятино, в т.ч. и входившие в его состав ранние
славяне, переместились в среднее и верхнее течение р. Воронеж.
Судя по тому, что в этом регионе преобладают небольшие рядовые
поселки, по размерам соответствовавшие одной‑трем малым усадьбам,
численность населения также сильно уменьшилась. В составе
обитателей возникших в это время поселений линии Ярок
верхневоронежской культурной группы, кроме потомков племен Верхнего
Подонья гуннского времени, наблюдается присутствие
раннеславянского населения лесостепного Поднепровья — пеньковской
культуры. Центром региона становятся поселения у с. Стаево в
верховьях р. Воронеж. Основными занятиями их обитателей были черная
металлургия и ювелирное ремесло — металлообработка бронзы.
По общему набору украшений (в т.ч. и тех, которые изготавливались в
Стаево) у населения региона наблюдаются активные связи с югом
Восточной Европы, со степной зоной и с Поочьем. Торговый путь из
Причерноморья в Поочье продолжал функционировать, но, очевидно, уже
шел в обход Верхнего Дона. О непосредственном присутствии в Стаево
купцов с юга свидетельствуют гирька экзагий для взвешивания
византийских солидов и антропоморфные амулеты особого облика.
Не ранее середины — третьей четверти VII в. в бассейн р. Воронеж
проникло новое раннеславянское население — выходцы с
территории колочинской культуры северной части лесостепного и
лесного Поднепровья. Распространяется оно довольно далеко на юг
— до границы лесостепи и степи (Терешковский вал) и на восток — в
южное Поочье (бассейн р. Цны — Коровий Брод). Возникают поселения
линии Кривец верхневоронежской группы. В культуре их населения
выделяются раннеславянский и финский (окский) компоненты.
Направление культурных связей меняется. Причерноморских вещей
практически нет, зато получают распространение украшения
днепровского облика. Встречаются также и отдельные вещи финского
(волго‑окского) круга.
Вероятно, к этому времени причерноморско‑окский путь
прекращает действовать. Верхневоронежская культурная группа пока
еще плохо изучена. Тем не менее на финале ее существования
происходят какие‑то катаклизмы. Поселение Кривец‑4 погибло в
пожаре, который был довольно сильным. На юге верхнедонского региона
обнаружен Острогожский клад — типичный комплекс украшений круга
т.н. древностей антов первой (ранней) группы по О.А. Щегловой.
Не исключено, что на территории Верхнего Подонья происходили те
же военные действия, что в соседнем с запада
Поднепровье.
Такова в общих чертах история ранних славян в лесостепном
Подонье в I‑VII вв. В ней, разумеет-ся имеются значительные
пробелы, в первую очередь потому, что регион обследован
неравномерно. Не ясны также многие детали происходивших процессов,
в т.ч. и причины миграций населения. История хозяйства находится в
зачаточном состоянии. Тем не менее, я постарался сопоставить
имеющиеся факты и дать некий общий очерк. Для получения более
полной картины необходимы новые полевые
исследования.
А.М. Обломский РАННИЕ СЛАВЯНЕ В ЛЕСОСТЕПНОМ ПОДОНЬЕ В III —
VII ВВ.*// Очерки археологии лесостепного Подонья в эпоху
голоцена
https://www.academia.edu/61601033/Очерки_археологии_лесостепного_Подонья_А_М_Обломскии