Рабский труд на памятниках Египта
anti_fasmer — 26.03.2024 slav (англ.) - славянинlave (англ.) - лавировать
slave (англ.) - раб
*
В общем-то и без фото известно, что в 16-19 веках, когда не было кранов, способных поднять блоки в десятки и сотни тонн, а равно и на рубеже 19-20 веков в местах, где невозможно поставить подъемный кран, ставить наверх сверхтяжести можно было единственным способом: грунтом.
Дольмены формуются элементарно. Сначала основание на ровной площадке в грунте. Затем будущие стенки так же на плоскости, на основании или впритык к нему на земле. По затвердению их поднимают за край, ставят вертикально. Коробочка набивается доверху опалубным грунтом, на нем, опять же на ровной плоскости, формуется крышка. Грунт вынимается.
Обычный дольмен сделают двое-трое мужиков. Основное усилие требуется на поднятие лежащей стенки за край, чтоб ее поставить. С примитивными рычагами в виде палки под край и рабсилой в несколько голов можно и мега-дольмены ставить.Но дольменные тяжести в масштабы меньше, чем в великих сооружениях типа Карнакского храма, где блоки-перекрытия весом в десятки тонн подняты на основание из колонн. Опалубным грунтом они ставились наверх. Простейший, примитивный нетехнократический способ на все времена, при любом уровне технической оснащенности строителей. И соответственно, самая главная рабсила на всех мега-памятниках придуманной древности - таскальщики грунта.
Фотография. 1900 год. Храм Амона. Любимый Карнак.
На втором и третьем уровнях все сформовано. Идет удаление грунта. Плотным грунтом стены забиты уже наполовину.
Тем, кто будет вспоминать про сказочные барханы и пустыни, заносившие громадины вроде Карнакского храма доверху - проследите за рельсами. Они идут под опалубный грунт. Т.е. сначала были рельсы, потом они засыпались грунтом, а не наоборот.
Первобытный кран - тренога из бревнышек тоже есть. Им, конечно, невозможно поднять блоки наверх, но можно перемещать по второму уровню, поправляя, сдвигая, подгоняя их согласно замыслу архитектора в надлежащие места.
Трудящиеся Дреевнеегипта, перемещающие мегатонны грунтов - женский пол разного возраста, от практически детей до старух, у каждой корзинка.
Мужик один - на дальнем плане, присматривает.
Нет сомнений, что это древнеегипетские зэка - лица женского пола, находящиеся под присмотром ведомства исполнения наказаний. А ведомства, мы помним, во всем и всегда поддерживают цеховые постановки, начиная от самой главной - истории.
По возрастным и расовым признакам - разнобой, ни мужиков, ни детишек при мамашах нет, одеты одинаково. А самое главное, заняты абсолютно дурным трудом - бери больше, неси дальше. Эта рабсила ничего не стоит, кроме пайки и зарплаты надсмотрщику, и может ходить так все светлое время дня. Прораб решил, что так выгоднее, чем привозить и монтировать кран. Либо кран невозможно и хлопотно сюда загонять и монтировать. Поэтому грузоподъемные работы делают, как и всегда, двуногой рабсилой при литье на опалубном грунте.
По-человечески фотография невеселая, но концептуально забавная. Годом и объектом. Она интересна тем, что за год до нее грунтовые воды после нильского разлива свалили 11 крупнейших карнакских колонн и некоторую другую хлипкую карнакскую городьбу (кто-то еще всерьез может говорить, что они стояли до того 3,7 тысячи лет?))), и ученые официально уже как бы восстанавливают их, на деле доделывая за цеховых бракоделов их косяки, кляня создателей в первую очередь за отсутствие фундаментов. Окончательно восстановят колонны в 1902 году. А пока цех трудится бок о бок с официальной наукой, заканчивая свой строительный процесс - вынос опалубного грунта.
*
Система водоснабжения великой карнакской стройки, перешедшая без изменений в систему водоснабжения великих раскопок (где-то тот же песок вымывают) - прямо из Древнего Египта историков, романов и фильмов.
Это надо видеть подробно!
Поднятая вода поступает в арык, идущий в сторону храма.
Надсмотрщики в белом и чистом, один из них с палкой, надзирают технологический процесс.
Хотя и без них понятно, что на такой труд способны только лица, лишенные свободы. Дармовая рабсила. Древнеегипетские зэка.
Кто-нибудь будет говорить про невозможность великих строительств без башенных кранов, электричества, бензиновых насосов и помп?))
Ничего не изменилось за век с предыдущих этапов строительства. Это из отчета Комиссии Наполеона, полностью опубликованного в 1828 году. Только надсмотрщика с палкой египтологи почему-то постеснялись нарисовать...
Этот замечательный снимок с великой древнеегипетской стройки руин Карнакского храма продолжает сюжеты рабского древнеегипетского труда.
Показанных ранее древнеегипетских помп для водоснабжения великой стройки, оказывается, три. Вручную поднимают воду в арык, ведущий на объект. Никакого электричества! Не изобрели, видать, египтяне.
Маленькая цистерна на рельсах. Какого-то долговременного пользования. Вряд ли это вода для питья древнеегипетских зэка. Питьевую воду для коллектива такой стройки нужно обновлять ежедневно, а емкость давно не увозили - аж песком рельсы со стороны фотографа засыпало. Зэка обойдутся водой из озера, которую поднимают, а это скорее какой-нибудь загуститель для точечных "камнетесных" работ.
Почему бы и не этих.
Здесь блок очень аккуратно накрыт щитом. Это нужно для того, чтобы какая-то важная, "высеченная", только что отлитая древнеегипетская надпись застывала равномерно , а не трескалась из-за очень жарких лучей египетского солнышка.
Также отмечаем вторую ветку железной дороги. Ими была оборудована вся территория стройки.
А это смена древнеегипетской водоснабжающей системы. Отдыхает в предверии своих трудовых часов. Три помпы работают, четыре бригады обслуживают. Каждая бригада получает отдых по очереди.
Невозможно трудиться на такой работе без отдыха, этак "техника" много времени не протянет, а быстро протянет ноги.
Структура части древнеегипетских арок конкретно в этом месте - уже чистовая реставраторская работа, откровенный и нескрываемый бетон.
Реставраторы - представители академической науки вполне уживаются с рабами, работая плечом к плечу.
Такими эти безобразно рассыпавшиеся стены с барельефами - брак, если называть вещи своими именами - и будут стоять до наших дней.
Слева - производственное совещание надсмотрщиков (в белом) с бригадирами или бригадой.
Справа - манипуляции с блоками. Вполне может быть и нанесение нужных письмён. Работа не потоковая, не для "пра-таджикских" поточных технологий гизских пирамид (см. Морок - часть 2).
*
Напомню, что еще и в 1920 году использовался подневольный труд в Пальмире, где для общественности была "деревня местных жителей Тадмор", на деле спецпоселение, обнесенное, как и маршруты "местных жителей" (почти сплошь женщин, но, в отличие от древнеегиптянок, с детьми), двойным рядом колючей проволоки - здесь показывал.
*
Вот так это было.
Любопытный момент в хронике раскопок города Эхнатона великим археологом и разведчиком (!!!))), участником раскопок Микен и куратором раскопок Кносса, Джоном Пендлбери.
Это из съемок 1930-33 годов. Хроникер восхищается работой великого археолога, приобщающего аборигенов к спорту.
С 1:58 очень спортивное занятие. Детки бегут с корзинами, перемещают грунт, засыпают какие-то развалины, археолог лупит их хлыстом.
EES Excavations at Amarna Part 1: John Pendlebury
Интересный спорт. С большими традициями))
Вот так и оно и было с грунтами, только не в виде "спортивных упражнений".
Основной труд на стройках Египта - перемещение грунта и компонентов литья. Когда блогеры и читатели говорят о невероятных объемах памятников и немыслимом количестве трудозатрат, они не представляют ни реальных объемов памятников, весьма скромных в сравнении с известными объектами (в теле Асуанской плотины, например, 17 объемов пирамиды Хеопса, и никто не бьет в барабан: ааа! ооо! как это возможно!!), ни возможностей двуногой рабсилы. Даже 5 ходок за час престарелой женщины с 7-8 кг в корзинке позволит перенести полтонны за световой день. А порции, интенсивность, трудоспособность строительного контингента были поболее.
Рабсила трудилась до полной отработки ресурса, сутками, месяцами, годами, обитая под вооруженным присмотром в городках при объектах. Египетские многотысячные захоронения, где на костях странным образом нет ни ритуальных принадлежностей, ни одежды, ни украшений, нередко попадаются в мировых новостях.
Про их житье-бытье говорили в прошлом посте.
*
Ума и здоровья.
Другие материалы о создании истории
До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. Яндекс-кошелек 410013946572302.
|
</> |