Пять историй Александра Митты...
amarok_man — 29.03.2023
Теги: Миронов
Высоцкий
Вчера, 28 марта исполнилось 90 лет режиссеру Александру Митте.
Он мог бы войти в историю отечественного кинематографа всего с
одной картиной, со своим «Экипажем». Однако были ещё фильмы,
которые стали знаменитыми и любимыми зрителями: «Сказка
странствий», «Москва, любовь моя», «Гори, гори, моя звезда»,
«Граница. Таёжный роман»...
Он родился 28 марта 1933 года, после школы окончил МИСИ, учился у
знаменитого архитектора Константина Мельникова. Однако решил
связать свою судьбу с кино.
Учился на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской ещё одного
мастера — Михаила Ромма, а затем начал снимать свои фильмы. Правда,
фамилия была не его — этот псевдоним он взял ещё в молодости и
рассказывал об этом так: «Настоящая моя фамилия Рабинович. Но в
молодости я писал юмористические рассказы, и редактор мне сказал:
«Знаешь, Рабинович для юмориста — это даже не смешно. Возьми себе
псевдоним». Я взял Митта — на древнееврейском это означает носилки,
на которых несли покойника. Редактор не знал, что это значит, и
согласился». Но именно под этой фамилией начинающего режиссера
узнала буквально вся страна, а потом и весь мир.
«Звонят, откройте дверь», 1965 г.
Первую самостоятельную работу Митте доверили после нескольких
лет своеобразной стажировки — он работал сорежиссером на картинах
своих коллег. А дебютом был детский фильм о дружбе, любви и
героической истории СССР, где детям-актерам (для 12-летней Елены
Прокловой это тоже был дебют в кино) ассистировали уже опытные
Ролан Быков, Владимир Белокуров и Сергей Никоненко. Митта
заслуженно гордился этим фильмом — он даже завоевал главный приз на
фестивале детских фильмов в Венеции, — но в своей книге «Кино между
адом и раем» вспоминал совсем другой эпизод, связанный с созданием
этой ленты:
«Я хотел создать в школе уютную атмосферу зимнего утра: еще не
до конца рассвело, в классах горит свет, а за большими окнами
неторопливо падает густой снег. Для этого пять женщин с лесов
трясли над декорацией решета с бумажным снегом. Два часа мы
потратили, чтобы добиться полной естественности. И когда добились,
снег как будто исчез, растворился в сцене. А сцена приобрела
убедительность какого-то ласкового, нежного воспоминания. Один
оператор после премьеры подошел и сказал:
— Здорово тебе повезло со снегом в первой сцене. Такая
атмосфера...
— Да это бумажный снег, мы в декорации снимали.
— Ври, что я, бумажный снег не снимал?! Его за версту
видно».
«Гори, гори, моя звезда», 1969 г.
Снимать фильм про искусство во время Гражданской войны в конце
1960-х было, пожалуй, слегка опрометчиво. Совсем недавно
«Интервенция» Геннадия Полоки не была пропущена цензурой и на 20
лет легла на полку; аналогичный сюжет, тем более вызывающий аллюзии
на репрессированного режиссера Мейерхольда, могла постичь та же
судьба. Но обошлось, хотя Ролану Быкову главная роль не досталась —
и театрального режиссера Владимира Искремаса сыграл молодой Олег
Табаков.
«В далеком 69 году власти принимали фильм "Гори, гори, моя
звезда" с Табаковым, Ефремовым, Леоновым.
— Что это? Плакать мне или смеяться? — недоумевал
начальник.
— И то, и то. Это такой жанр — "трагикомедия".
— Нет такого жанра! Есть жанр комедия! И есть жанр трагедия! Я
в университете учился, — разозлился начальник.
Но жанр появился».
Фильм не стал хитом проката — его посмотрели 11,3 млн человек
(у «Звонят, откройте дверь» было примерно 11 млн). По нынешним
меркам — просто огромная аудитория, но тогда чиновники считали
иначе; впрочем, порог окупаемости (примерно 7 млн зрителей) «Гори,
гори, моя звезда» преодолела с запасом.
«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976 г.
«Я много лет дружил с Владимиром Высоцким. Были 70-е годы, в
то время Россия знала его только как певца, яростно хрипящего на
бесчисленных магнитофонных лентах. Мне хотелось показать Высоцкого
таким, каким его тогда знали немногие: интеллигентным, поэтом,
ранимым и нежным человеком. Так вместе с этим желанием родился
замысел фильма "Арап Петра Великого", потом этот фильм редакторы
назвали "Как царь Петр арапа женил", чтобы выглядело смешнее и
безобиднее. Темой фильма была любовь к России поэта и царя. Как
по-разному они любят Родину. Один — принуждая всех и подчиняя своей
воле, другой — свободною душой», — писал Митта в книге.
И там же режиссер приводил поистине детективную историю. О
проекте узнал французский продюсер Москович, который пообещал
привести в фильм американцев; в итоге этот продюсер договорился,
что главную роль должен сыграть музыкант и иногда актер Гарри
Белафонте. Но тут уперся Митта — он настаивал, что роль арапа была
написана для Высоцкого и ни для кого другого. На заявления
режиссера продюсер начинал ругаться, называть Митту «провинциальным
придурком» и обещать, что фильм с Белафонте изменит всю его
жизнь.
Но Митта был непреклонен.
«Москович проклял меня. И много лет после этого он вспоминал
эту историю как пример «российского идиотизма». Теперь я думаю:
может, он был прав? Я так и не изменил свою судьбу. Власти
разрешили снимать фильм, но потом потрепали его так жестоко, что
многое из важного оказалось выпотрошенным. Остался в памяти только
год счастья, когда шла работа. Но когда фильм вышел, зрители
полюбили его. Он и сейчас не забыт», — вспоминал режиссер.
«Экипаж», 1980 г.
«В конце 70-х годов я решил снять первый советский
фильм-катастрофу «Экипаж». Денег было мало, но «Аэрофлот» нам
помогал. Дал бесплатно огромный самолет Ту-114, который отлетал все
положенное ему время и встал на кладбище самолетов в конце
аэропорта Домодедово. Двигаться он не мог. И я решил: построю прямо
на аэродроме вокруг самолета декорацию аэровокзала и взорву вместе
самолет и аэровокзал. Такого масштабного трюка тогда даже
американцы не делали. Будет кадр века», — писал режиссер.
Потом Митта — видимо, вспомнив свой опыт сочинения юморесок, с
горечью перечисляет все препятствия, которые возникли перед
съемочной группой на пути к «кадру века»: «Этот фильм должен был
погибнуть в первые дни съемок. Брешь разверзла перед нами зияющую
пропасть и практически поглотила нас».
Взлетная полоса была закрыта на 4 месяца для реконструкции, но
её открыли раньше — хотя и дали киношникам три дня отсрочки.
Декорации были не закончены, и Митта принял решение изменить
композицию, чтобы эта незаконченность не была заметна в фильме. С
трудом удалось выбить нужное количество бензина... но прямо
накануне съемок сгорел тот самый самолет, потом во время репетиции
сгорела и декорация.
«Декорация к этому времени полыхала, как Москва при Наполеоне.
Через час от нее остались одни головешки. Это была полная
катастрофа. Потом мы собрались, подумали и стали все снимать
по-другому», — вспоминал творец.
«Экипаж» как раз стал хитом проката. Правда, по году он был
только третьим, уступив лидерство боевику «Пираты XX века» (87,6
млн человек) и мелодраме «Москва слезам не верит» (84,4 млн). Но
зрителей у фильма-катастрофы всё равно было очень много — 71,1
млн.
«Сказка странствий», 1982 г.
«Главная роль в фильме "Сказка странствий". Одним из
претендентов был Леонид Филатов. Я практически открыл его в
"Экипаже" и, как любой режиссер, мечтал работать с ним еще и еще. А
тут такая роль — герой сказки; он этого не играл, но мог поднять
фильм до уровня философской притчи», — писал Митта.
Но Филатов был не уверен в том, что он хочет сниматься в этом
проекте, а также не хотел переходить дорогу Олегу Далю, который в
итоге и получил роль Орландо, начал сниматься — и почти сразу
заболел. Другим претендентом был Андрей Миронов.
«Я был знаком с ним много лет, но никогда не было роли для
него. А тут возможность, может, раз в жизни... Сейчас, после ранней
смерти Миронова, ясно, что это был актер будущего. Он уже в те годы
создавал искусство там, где оно не признавалось за искусство: на
площадке развлечения. Теперь его энергия осталась бессмертной
частью нашей жизни. Но тогда это только угадывалось», — вспоминал
Митта.
Режиссер описал работу с Мироновым как «сказочно интересную».
Но при этом признался, что много размышлял о том, каким стал бы
фильм, если бы эту роль играл Филатов?
«Но мы не можем иметь два разных решения ни для одного фильма,
ни для одной сцены. Принять решение для режиссера — все равно что
для генерала расставить войска перед сражением: эти в центре, эти
на флангах, эти в атаку, эти на поддержке... И принятый план нельзя
менять в сражении. Если идешь по плану до конца, можешь победить,
можешь проиграть. Но если в сражении с перепугу меняешь план,
поражение неизбежно», — резюмировал Александр Митта.
Картину приняли неоднозначно; по требованию худсоветов разных
уровней Митта вынужден был сильно её сократить и убрать часть
задуманной истории. Режиссер расстраивался, что лента шла лишь в
провинциальных кинотеатрах; впрочем, формально, по советским
меркам, она окупилась в прокате (13,6 млн зрителей) и осталась
одним из тех фильмов, которые вспоминают все дети, выросшие в
1980-е годы.
https://aif.by/timefree/cinema/eta_rol_napisana_dlya_vysockogo_5_istoriy_aleksandra_mitty
С Юбилеем Александра Наумовича! Здоровья ему и позитива!