Пролёт валькирии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Пролёт валькирии North_American_XB-70A_Valkyrie_in_flight_(cropped).jpg Пролёт валькирии North_American_XB-70A_Valkyrie_in_flight_(cropped).jpg](/images/main/prolet-valkirii-74af3f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7246002/7246002_original.jpg)
Ровно 60 лет назад, 21 сентября 1964 года, состоялся первый полет сверхзвукового бомбардировщика ХВ-70 "Вэлкири" ("Валькирия"), который до сих пор считается самым быстрым тяжелым многомоторным самолетом в мире. На испытаниях он развил скорость 3187 км/ч на высоте 20 километров, втрое превысив скорость звука.
Боевая нагрузка, размещенная в закрытом бомбоотсеке, составляла 29 тонн и включала в себя 14 термоядерных бомб, либо — две сверхмощные бомбы В41 с тротиловым эквивалентом 20 мегатонн, в 1000 раз более мощных, чем бомба, сброшенная на Хиросиму. В общем, эпический "разрушитель миров" и натуральное оружие Армагеддона.
Однако первый полет "Валькирии" запросто мог бы стать последним, так как на пробеге после посадки у нее из-за температурной нагрузки разрушились покрышки колес. Но, к счастью для американцев, это не привело к катастрофе, и после небольшого ремонта самолет возобновил испытания.
Первое время всё шло более-менее успешно, однако, даже вашингтонских чиновников, привыкших оперировать астрономическими суммами, немного смущала цена изделия, которая с учетом НИОКР достигала 750 миллионов долларов (тогдашних, дорогих долларов).
Расчетная цена серийного бомбардировщика (хотя, до серии дело не дошло) составляла 250 миллионов "баксов", при том что тяжелый стратегический ядерный бомбардировщик В-52 "Стратофортресс", до сих пор состоящий на вооружении ВВС США, обходился американским налогоплательщикам всего-навсего в 9,3 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу. Тем более что с появлением у СССР зенитно-ракетных комплексов С-75 "Валькирия" уже не могла считаться абсолютно неуязвимой, несмотря на свою скорость и потолок.
Особенно — с учетом того, что она могла применять только свободнопадающие бомбы, а для их применения требовался прорыв ПВО и появление бомбовоза над атакуемым объектом, либо — в непосредственной близости от него. Вдобавок, из-за чрезмерной прожорливости шести сверхмощных турбореактивных движков "Валькирии" ее боевой радиус действия, даже с неполной нагрузкой, не превышал 2700 км. А это означало, что при взлете с территории США или с американских баз в Западной Европе далеко не вся территория СССР оказывалась в зоне поражения.
Последний гвоздь в гроб "Валькирии" вбили межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли выполнять ту же самую грязную работу гораздо дешевле, надежнее и с меньшим риском. Прощальным салютом по сверхзвуковому бомбардировщику прозвучала катастрофа 8 июня 1966 года, в которой разбился его второй прототип.
И, хотя ее причиной стал "человеческий фактор" (во время съемок пропагандистского киноролика в ХВ-70 из-за ошибки пилота врезался сопровождавший его истребитель F-104 "Старфайтер"), всеми это было воспринято как "черная метка". Через некоторое время последовало закрытие программы "Валькирии".
Ну, а у нас, как это нередко бывало, узнав про ХВ-70, попытались в срочном порядке соорудить нечто подобное. В результате, в КБ Сухого склепали цельнотитановый супер-бомбер Т-4 с расчетной скоростью 3000 км/ч, впервые взлетевший только в 1972 году, когда американцы уже давно распрощались в "Валькирией".
Правда, на испытаниях Т-4 развил скорость всего 1666 км/ч, а в январе 1974-го, выяснив, что "Валькирии" больше нет, его программу тоже закрыли, предварительно вбухав в нее 1,3 миллиарда рублей в ценах 1970 года (на которые можно было построить нехилый городок из благоустроенных "брежневских" многоэтажек). Сейчас этот памятник советскому ВПК и его попыткам догнать США пугает посетителей Монинского музея ВВС. Впрочем, это уже другая история.
![Пролёт валькирии valk.jpg Пролёт валькирии valk.jpg](/images/main/prolet-valkirii-9551b9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7246090/7246090_original.jpg)
В середние 1960-х "Валькирия" выглядела как реквизит фантастического фильма. Впечатление нереальности усиливали отклоняемые в полете вниз под прямым углом консоли треугольного крыла.
![Пролёт валькирии 1635819950_xb-70_valkyrie1.jpg Пролёт валькирии 1635819950_xb-70_valkyrie1.jpg](/images/main/prolet-valkirii-4fa509.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7246357/7246357_original.jpg)
"Валькирия" на авиабазе "Райт-Паттерсон" во время испытаний. Самолет целиком окрашен термостойкой белой краской, призванной защитить его от теплового излучения термоядерного взрыва, которое могло нагреть поверхность машины до более чем 500 градусов.
![Пролёт валькирии valk2.jpg Пролёт валькирии valk2.jpg](/images/main/prolet-valkirii-289393.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7246692/7246692_original.jpg)
Шесть огромных турбореактивных двигателей "Дженерал-Электрик" YJ93-GE3, с суммарной тягой 745 килоньютонов, которые обеспечивали ХВ-70 рекордную тяговооруженность и не менее рекордные летные характеристики.
![Пролёт валькирии 571bb765a34d0.jpg Пролёт валькирии 571bb765a34d0.jpg](/images/main/prolet-valkirii-aefefb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7246851/7246851_original.jpg)
Окраска разбившегося второго прототипа.
![2 пÑоÑ.jpg 2 пÑоÑ.jpg](/images/main/prolet-valkirii-40274f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7247119/7247119_original.jpg)
"Прижизненный" снимок той же машины, сделанный до нанесения на кили надписей "NASA".
![Пролёт валькирии 069108.jpg Пролёт валькирии 069108.jpg](/images/main/prolet-valkirii-4203d1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/7247511/7247511_original.jpg)
Т-4 — советский "эпигон Валькирии" в Монинском авиамузее. Фото Валерия Савельева.
|
</> |