рейтинг блогов

Опоздавшие на войну

топ 100 блогов vikond6517.09.2024 войцех невегтовский.jpg

Недавно я разместил заметку о том, как 85 лет назад польские летчики на своих малочисленных и фатально устаревших машинах пытались оказать сопротивление воздушной мощи Люфтваффе. К началу Второй мировой войны польская авиация представляла собой довольно странное зрелище. У нее на вооружении были созданные недавно и вполне современные фронтовые бомбардировщики PZL-37 "Лось", но при этом все остальные типы боевых машин относились к категории "без слез не взглянешь".

Особенно удручающим было положение дел в истребительной авиации, где самым современным являлся перехватчик PZL-11C, разработанный еще в 1931 году. С учетом быстрого прогресса мировой авиации в 1930-е годы, этот самолет давно считался старой рухлядью. Нельзя сказать, что поляков устраивала эта ситуация, но они слишком затянули процесс перевооружения своей истребительной авиации на новую технику.

А когда они его, наконец-то, запустили в 1938 году, у них имелся единственный проект более-менее современой машины — цельнометаллического свободнонесущего низкоплана с убирающимся шасси и закрытой кабиной PZL-50 "Ястреб", разработанный инженером Всеволодом Якимюком. Из-за нехватки квалифицированных авиаконструкторов и авиационных КБ, никакой альтернативы ему в стране не было, то есть, пришлось, как говорится, класть все яйца в одну корзину.

И весной 1939-го, когда первый прототип "Ястреба" вышел на испытания, это обернулось полным провалом. Самолет получился никуда не годным. Он оказался сильно перетяжеленным, профиль крыла был выбран неудачно, а 830-сильный мотор Бристоль "Меркюри", выпускавшийся в Польше по английской лицензии, не мог обеспечить истребителю сколь-нибудь достойных летных характеристик.

Результаты летных тестов были обескураживающими. Несмотря на вполне передовую аэродинамическую схему,  максимальнвя скорость "Ястреба" не превышала 430 км/ч, потолок — 7500 метров, а высоту 5000 метров машина набирала только за 7 минут. Это не шло ни в какое сравнение с характеристиками ее зарубежных современников, таких как "Спитфайр", "Харрикейн", "Мессершмитт" или "Моран-Солнье". PZL-50 проигрывал даже "Ишаку", сделанному гораздо раньше.

Между тем, устранить недостатки "Ястреба" было невозможно без коренной переделки конструкции и установки более мощного мотора, которого поляки попросту не имели. А тем временем в воздухе все сильнее пахло порохом. И уже мало кто сомневался, что Германия готовит нападение на Польшу, а той фактически нечего было противопоставить агрессору в воздухе.

Командование польских ВВС в условиях острого дефицита времени начало предпринимать судорожные усилия для исправления положения, однако, было поздно. Программу "Ястреба" закрыли, так как стало ясно, что добиться от него чего-либо путного можно не ранее чем через год, да и то не факт, что получится.

В качестве срочной паллиативной меры во Франции заказали 160 истребителей MS-406, а в Англии купили 16 "Харрикейнов" (капля в море), но до начала войны ни одна из этих машин не успела прибыть в Польшу. К тому моменту, когда транспорт с "Харрикейнами" приплыл в Стамбул, поступило известие о капитуляции Варшавы.

Одновременно поляки решили попробовать установить предназначенные для "Ястребов" двигатели, коих имелось 300 штук, на PZL-11, получив таким образом модификацию PZL-11G "Кобуж" ("Сокол"). В сочетании с обтекателями колес и закрытой кабиной это позволяло с относительно малыми затратами нарастить скорость машины с 375 до 400 км/ч, а потолок — с 8500 до 10000 метров. Не бог весть что, но лучше того, что было.

Но и на эту операцию времени уже не хватило. К началу германского вторжения поляки успели переоборудовать всего один самолет, который принял участие в сентябрьских боях, согласно польским данным, сбил два немецких бомбардировщика (неизвестно, насколько достоверны эти данные) и был уничтожен при штурмовке аэродрома. Еще несколько машин досталось немцам в заводских цехах в процессе переделки.

На заставке — PZL-50, компьютерная графика Войцеха Неветовского.

Опоздавшие на войну pzl_50_jastrzab__itl_by_jeremak_j_d310q13-fullview.jpg
Oкраска прототипа PZL-50 на испытаниях и фантазийный камуфляж серийной машины с эмблемой 113-й истребительной эскадры польских ВВС.

Опоздавшие на войну 4-2.jpg
Немцы на фоне недостроенного второго прототипа PZL-50.

Опоздавшие на войну post-5634-0-91700300-1481292315.jpg
Компьютерный рисунок PZL-11G.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если в результате комедии с Правым Делом все эти Города без Наркотиков прекратят свое существование, то это будет просто замечательно. Деятельность Ройзмана -- очевидное зло, так что прекращение этой деятельности можно только приветствовать, ...
Я по поводу этого готовящегося очередного "закона" от бешеного принтера ничего и говорить не буду - и так все понятно. Но позволю себе процитировать вот это . Невыносимо прекрасное. Первый зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи ...
Сложилась такая ситуация: муж обвинил меня в том, что сам подал на развод. детей у нас нет, квартира общая, купленная в ипотеку, оба работаем, я хорошо выгляжу , занимаюсь собой. проблема в том, что я ему не подхожу в постели. он постоянно обвиняет меня в том, что я не хочу потакать его с ...
Последнее время популярны скандинавские интерьеры, а вместе с ними и натуральная древесина во всей своей красе. В квартирах это доски на полу, а в домах очень часто еще и обшивка стен. У нас с мужем вагонка - вечный камень преткновения. Я ее не люблю со времен, когда почти все ...
К итальянским рыбакам, которые отпустили попавшего в сеть дельфиненка, приплыла его мать. Рыбаки проверяли сети у острова Прочида в Неаполитанском заливе и обнаружили в них запутавшегося, но еще живого дельфиненка. Когда дельфиненка отпустили, он несколько раз выпрыгнул из воды ...