рейтинг блогов

"Проклятие Билибина", или герои "понарошку"

топ 100 блогов selyanka128.06.2021
Проклятие Билибина, или герои понарошку
Два "славных и могучих богатыря" - почувствуйте разницу!

Продолжение постов Откуда взялись Гвидон, Салтан, Полкан и Дадон  и  Как пушкинские витязи стали цветочно-ягодным лубком

В предыдущих постах рассказывалось, как Пушкин заимствовал имена для героев своих сказок из героической былины о Бове Королевиче и как в самом конце XIX и начале XX веков художники "Мира искусства", в первую очередь Иван Билибин, задавший каноны для изображения этих персонажей, превратили их в детский и нелепый, хоть и красочный, плодово-ягодный лубок.

Потом случилась война, революция, еще одна война и полная смена социально-общественного строя и идеологических приоритетов в искусстве.

В Советском Союзе былина о Бове Королевиче не могла существовать не только в качестве любимого чтива для населения, но и вообще ни в каком качестве. Мало того, что Бова был иностранец, он еще был и королевич, то есть принадлежал к классу угнетателей, которых революция снесла. Кроме того в былине о нем присутствовала еще и тема православного мученичества за веру, когда герой отказался жениться и веру менять, за что и пострадал.

Поэтому в СССР на первый план вышли "патриотические" Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - три исконно русских богатыря на службе у князя, борющиеся со всякой нечистью и защищающие землю русскую от врагов, к тому же не обремененные никакими православными  историями.
.
Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956 г

Уже послевоенное поколение Бову Королевича не вспоминало, а часто и не знало вообще, кто это такой.

А это означает, что у героев сказок о Салтане, Гвидоне и Дадоне исчезла узнаваемая идентичность - кто они такие вообще и откуда на земле русской такие странные имена появились. И ассоциироваться эти герои стали  только с Пушкиным.

Поскольку "Пушкин - наше все" и классик русской литературы, то его сказки не просто печатали, а печатали массово и часто. И к сказкам должны были прилагаться иллюстрации. Но вот незадача то  - у Пушкина сказочные герои все какие-то цари, князья, султаны, царицы, все сплошь из класса угнетателей, то есть с одной стороны сказочно положительные, а с другой стороны классово отрицательные и неправильные.

Для того, чтобы понять проблему и что это я не шучу, предлагаю ознакомиться с отрывком из стихотворения Маяковского, написанного в 1923 году "Ткачи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!"

Те девицы — перестарки,
хоть и были пролетарки,
несознательностью их
полон сказки легкий стих.
Ну о чем они мечтали?
Ну про что они болтали,
сидя ночью до поздна
у раскрытого окна?
Речи их подслушал Пушкин:
щебетали те подружки —
как бы, сбыв работу с плеч,
спать с царем скорей залечь!
Первой — радость только в кухне,
а у третьей брюхо пухни
бесперечь хоть каждый год.
(Сказка старая не врет.)
Пред подобным разговорцем
волокно вставало ворсом,
от лучины едкий дым
тмил глаза и разум им.
И — единственно вторая,
даль в окошко озирая,
молвит:— Я б на всех одна
наткала бы полотна. —
Эта девушка мудрее —
знать, над ней тогда уж реял,
не касаясь старших двух,
пролетарской воли дух!
За кустарной сидя прялкой,
настоящей пролетаркой
становилася она,
хоть семья была темна.
И Салтану и Гвидону
набок сбили мы корону...
До конца ж их покачнем —
сказку новую начнем.

Ну и как выйти из такого положения?

А отделить этику от эстетики как Билибин и прочие мирискустники делали. Убежать от реальности во что-нибудь плодово-ягодное и красочное, чтобы было красиво-красиво и нереально-нереально.

Я решила не постить тут массу иллюстраций из разных книг, скажу только, что Салтан в советских иллюстрациях выглядел обычно смешным и нелепым мужиком с бородой, часто рыжей, одетым почему-то во что-то гротескно праздничное - узорное просто до безобразия, не по мужицкой роже.

Гвидона обычно изображали субтильным юношей в рубашечке, причем часто или в каком-то берендеевом стиле, или в палехском-иконописном. Не от мира сего мальчик...

Ну а над Дадоном просто откровенно издевались, поскольку он и в сказке отрицательный персонаж - вплоть до того, что изображали Дадона каким-то чуть ли не Кащеем.

А вот на иллюстрации из фильмов и мультфильмов давайте посмотрим, благо их немного.

1943 год ч/б м/ф "Сказка о царе Салтане"

Мультфильм очень плохого качества и явно нуждается в реставрации, но что смогла отсканить с экрана... В CCCP война, персонажи поэтому согласно военного положения достаточно геройского вида - Салтан на войну уходит в доспехах, а у Гвидона плечи с косую сажень. Но при это они не выглядят по-царски, они выглядят "по-народному"

Проклятие Билибина, или герои понарошку


1966 год фильм "Сказка о царе Салтане"

Про костюмы в этой сказке Птушко бы пост  Сказочные костюмы Ольги Кручининой в "Сказке о царе Салтане" (1966) с объяснениями, из каких византийских и древнерусских источников были взяты идеи для костюмов. То есть вроде в фильме создатели придерживаются некой хоть и сказочной, но историчности.
.
Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год

И тут включается "Проклятие Бибинина". У Салтана совершенно несерьезный, смешной и даже слегка дурацкий вид, и поведение тоже какое-то уровня "детский сад - штаны на лямке", он даже в ладушки играет.  На войну он отправляется в шлеме, который зачем-то выгядит как корона - ну традиция такая, уже все привыкли, еще со времен Билибина.

А Гвидон в исполнении Видова хоть и красавчик, но абсолютно субтильный вьюноша, идеалистически-романтического вида и как не от мира сего. (кстати, не удивлюсь, если на этот образ создателей фильма вдохновил врубелевский Гвидон, а не билибинский, но тоже от "Мира искусства")

Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год

И даже богатыри, которых в Крыму для съемок набрали из реальных военнослужащих, высоких и осанистых, так золотом блестят, что ощущения какого-то реального войска не вызывают совершенно. Потому что доспехи и мечи из золота не делают, не для сражений металл то.

Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год

Для сравнения можно посмотреть на другой "пушкинский" фильм Птушко - "Руслан и Людмила". Эту сказку вообще-то Билибин тоже иллюстрировал, а еще рисовал что-то для оперы Глинки "Руслан и Людмила". И в этих его иллюстрациях, эскизах и рисунках тоже много чего узорчатого от модерна, но зато нет откровенных заимствований из лубка. И у этой сказки сохранился понятный источник сюжета и героев  - древнерусские былины и сказки о богатыре Еруслане Лазаревиче, победителе дракона, поэтому "Руслана и Людмилу"  "Проклятие Билибина" миновало. Руслан выглядит как хоть и сказочный, но витязь и ратник. Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Руслан и Людмила". 1972 г

И в черно-белом фильме 1938 года Руслан в исполнении Сергея Столярова выглядит как настоящий богатырь. Впрочем, Столяров кроме Руслана еще был Алешей Поповичем, Никитой Кожемякой и Садко, фигура у него осанистая. А еще на Мосфильме одновременно с  "Русланом и Людмилой" снимали "Александра Невского", так что доспехи скорей всего использовались одни и те же.

Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадр из фильма "Руслан и Людмила". 1938 г

Но вернемся к "Проклятию Билибина" на две "лубочно" иллюстрированные сказки  без корней и непонятками, откуда взялись герои

1967 год м/ф "Сказка о золотом петушке"

Проклятие Билибина, или герои понарошку
Воевода и царь Дадон из мультфильма "Сказка о золотом петушке" 1967 год

В этом мультфильме образы сделали "берендеевскими", перенеся персонажей одеждой куда-то в Древнюю Русь. Тем не менее "Проклятие Билибина" в действии - кони выглядят абсолютно игрушечными, деревянные лошадки какие-то из сувенирной лавки народных промыслов, а Дадон - смешной, жалкий  и немощный старик, сгорбленный от радикулита. Такой и на лошадь то не заберется и щит не поднимет немощными руками, а уж на войну куда-то ехать.... Ну хоть не в короне...

Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадры из мультфильма "Сказка о золотом петушке" 1967 год

А у воеводы (Полкана) абсолютно седая борода, старик стариком, хоть и без радикулита.
   
1984 год м/ф "Сказка о царе Салтане"

Классическое "проклятие Билибина" - Салтан мужицкого глуповатого вида, к тому же рыжий. На войну его, в принципе, нормально одели - шлем, доспехи, тем не менее, когда Салтан в царской одежде, он выглядит смешно и гротескно

Гвидон - очередной субтильный вьюноша женоподобного вида, у него даже шапочка на голове какая-то женская. Какой еще "славный и могучий богатырь", откуда?
.
Проклятие Билибина, или герои понарошку
Кадры из мультфильма "Сказка о царе Салтане" 1984 год. Салтан с женой, Гвидон, Гвидон с матерью.

Вот так вот не повезло Салтану, Гвидону, Дадону и Полкану, были они когда-то давно рыцарями и воинами при Бове Королевиче, а стали прикольным детским лубком.

Надо еще добавить, что в русской сказке в конце существования СССР вообще возник очень серьезный кризис сказочного героя, который почти полностью исчез с поля брани, но зато все более демонстрировал слегка инфантильную сущность некоего "дурачка". Связано это было с кризисом идеологии.

Последний детский фильм-сказка с витязем был в СССР снят в 1975 году, назывался "Финист-ясный сокол".  А последний советский фильм про былинного богатыря  - "Василий Буслаев" 1982 года. Богатырь там времен древнерусских княжеств и с голым торсом, играет его Дмитрий Золотухин.
И в этом же 1982 году выходит "Конан Варвар" с голым торсом в исполнении Шварценеггера.

Проклятие Билибина, или герои понарошку

Почувствуйте разницу...

В 1985 году выходит фильм "И на камнях растут деревья", не сказка, но некоторое фэнтези с претензией на историю, где воины  все сплошь скандинавские викинги, а русские - рабы. До краха СССР остается совсем ничего...

Следующий пост будет об этом и про нынешнюю "Войну Сказочных Миров" (русского и западного). К Гвидону, Салтану, Дадону, Полкану и Бове Королевичу это уже будет относиться опосредованно, но пост про ситуацию с русскими сказками и запросы российского общества на определенный тип героев явно назрел

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В российских СМИ, по всей видимости, решили, что после укола вакциной Pfizer люди должны обрести бессмертие. В мире на сегодняшний день провакцинировано пфайзером минимум 6 млн. человек. Однако если кто-то из провакцинированных умирает, это немедленно попадает в российские новости. Ну да, ...
Продолжаю свои исследования, не выпускаю телефончик из рук третьи сутки :)))) Сегодня я встала рано-рано. Ну как.... В 10.30!!!!!! В воскресенье для меня это - очень рано. Вот по будням в шесть - норма. А в воскресенье до 11 - рано. Все еще спали. Ну, почти все. Старший кот только ...
Продолжение http://uzhas-sovka.livejournal.com/2472418.html Какое будет общество мы уже разобрали. Людей также интересует какая будет наука и техника в 2040. Напишу вещи может быть очевидные и скучные, зато верные. Тезис первый. Ищут не там, где потеряно, а там где ...
В далекие 90е довелось мне познакомится с человеком завидной кармы. Вова был отпрыском столь могучего рода, что и называть боязно. Все предки Вовы до 12 колена включительно занимали какие-то очень ответственные и хлебные места. Наверное, прапрапрадед Вовы, служивший думным сральничим И ...
Вчерашний вброс по театру можно будет изучать на уроках политологии. За день до открытия театра в соцсети вбрасывается фото здания, прикрытого строительными щитами и тканью, виден только чёрный второй этаж и нечто чёрное и бесформенное внизу. Нелепая громадина плохо выглядит, и тысячи ...