"Проклятие Билибина", или герои "понарошку"
selyanka1 — 28.06.2021Два "славных и могучих богатыря" - почувствуйте разницу!
Продолжение постов Откуда взялись Гвидон, Салтан, Полкан и Дадон и Как пушкинские витязи стали цветочно-ягодным лубком
В предыдущих постах рассказывалось, как Пушкин заимствовал имена для героев своих сказок из героической былины о Бове Королевиче и как в самом конце XIX и начале XX веков художники "Мира искусства", в первую очередь Иван Билибин, задавший каноны для изображения этих персонажей, превратили их в детский и нелепый, хоть и красочный, плодово-ягодный лубок.
Потом случилась война, революция, еще одна война и полная смена социально-общественного строя и идеологических приоритетов в искусстве.
Поэтому в СССР на первый план вышли "патриотические" Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - три исконно русских богатыря на службе у князя, борющиеся со всякой нечистью и защищающие землю русскую от врагов, к тому же не обремененные никакими православными историями.
Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956 г
А это означает, что у героев сказок о Салтане, Гвидоне и Дадоне исчезла узнаваемая идентичность - кто они такие вообще и откуда на земле русской такие странные имена появились. И ассоциироваться эти герои стали только с Пушкиным.
Для того, чтобы понять проблему и что это я не шучу, предлагаю ознакомиться с отрывком из стихотворения Маяковского, написанного в 1923 году "Ткачи и пряхи! Пора нам перестать верить заграничным баранам!"
А отделить этику от эстетики как Билибин и прочие мирискустники делали. Убежать от реальности во что-нибудь плодово-ягодное и красочное, чтобы было красиво-красиво и нереально-нереально.
Я решила не постить тут массу иллюстраций из разных книг, скажу только, что Салтан в советских иллюстрациях выглядел обычно смешным и нелепым мужиком с бородой, часто рыжей, одетым почему-то во что-то гротескно праздничное - узорное просто до безобразия, не по мужицкой роже.
Гвидона обычно изображали субтильным юношей в рубашечке, причем часто или в каком-то берендеевом стиле, или в палехском-иконописном. Не от мира сего мальчик...
Ну а над Дадоном просто откровенно издевались, поскольку он и в сказке отрицательный персонаж - вплоть до того, что изображали Дадона каким-то чуть ли не Кащеем.
А вот на иллюстрации из фильмов и мультфильмов давайте посмотрим, благо их немного.
1943 год ч/б м/ф "Сказка о царе Салтане"
Мультфильм очень плохого качества и явно нуждается в реставрации, но что смогла отсканить с экрана... В CCCP война, персонажи поэтому согласно военного положения достаточно геройского вида - Салтан на войну уходит в доспехах, а у Гвидона плечи с косую сажень. Но при это они не выглядят по-царски, они выглядят "по-народному"
Про костюмы в этой сказке Птушко бы пост Сказочные костюмы Ольги Кручининой в "Сказке о царе Салтане" (1966) с объяснениями, из каких византийских и древнерусских источников были взяты идеи для костюмов. То есть вроде в фильме создатели придерживаются некой хоть и сказочной, но историчности.
.
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год
И тут включается "Проклятие Бибинина". У Салтана совершенно несерьезный, смешной и даже слегка дурацкий вид, и поведение тоже какое-то уровня "детский сад - штаны на лямке", он даже в ладушки играет. На войну он отправляется в шлеме, который зачем-то выгядит как корона - ну традиция такая, уже все привыкли, еще со времен Билибина.
А Гвидон в исполнении Видова хоть и красавчик, но абсолютно субтильный вьюноша, идеалистически-романтического вида и как не от мира сего. (кстати, не удивлюсь, если на этот образ создателей фильма вдохновил врубелевский Гвидон, а не билибинский, но тоже от "Мира искусства")
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год
И даже богатыри, которых в Крыму для съемок набрали из реальных военнослужащих, высоких и осанистых, так золотом блестят, что ощущения какого-то реального войска не вызывают совершенно. Потому что доспехи и мечи из золота не делают, не для сражений металл то.
Кадр из фильма "Сказка о царе Салтане" 1966 год
Для сравнения можно посмотреть на другой "пушкинский" фильм Птушко - "Руслан и Людмила". Эту сказку вообще-то Билибин тоже иллюстрировал, а еще рисовал что-то для оперы Глинки "Руслан и Людмила". И в этих его иллюстрациях, эскизах и рисунках тоже много чего узорчатого от модерна, но зато нет откровенных заимствований из лубка. И у этой сказки сохранился понятный источник сюжета и героев - древнерусские былины и сказки о богатыре Еруслане Лазаревиче, победителе дракона, поэтому "Руслана и Людмилу" "Проклятие Билибина" миновало. Руслан выглядит как хоть и сказочный, но витязь и ратник.
Кадр из фильма "Руслан и Людмила". 1972 г
Но вернемся к "Проклятию Билибина" на две "лубочно" иллюстрированные сказки без корней и непонятками, откуда взялись герои
1967 год м/ф "Сказка о золотом петушке"
Воевода и царь Дадон из мультфильма "Сказка о золотом петушке" 1967 год
В этом мультфильме образы сделали "берендеевскими", перенеся персонажей одеждой куда-то в Древнюю Русь. Тем не менее "Проклятие Билибина" в действии - кони выглядят абсолютно игрушечными, деревянные лошадки какие-то из сувенирной лавки народных промыслов, а Дадон - смешной, жалкий и немощный старик, сгорбленный от радикулита. Такой и на лошадь то не заберется и щит не поднимет немощными руками, а уж на войну куда-то ехать.... Ну хоть не в короне...
Кадры из мультфильма "Сказка о золотом петушке" 1967 год
А у воеводы (Полкана) абсолютно седая борода, старик стариком, хоть и без радикулита.
Классическое "проклятие Билибина" - Салтан мужицкого глуповатого вида, к тому же рыжий. На войну его, в принципе, нормально одели - шлем, доспехи, тем не менее, когда Салтан в царской одежде, он выглядит смешно и гротескно
Гвидон - очередной субтильный вьюноша женоподобного вида, у него даже шапочка на голове какая-то женская. Какой еще "славный и могучий богатырь", откуда?
.
Кадры из мультфильма "Сказка о царе Салтане" 1984 год. Салтан с женой, Гвидон, Гвидон с матерью.
Вот так вот не повезло Салтану, Гвидону, Дадону и Полкану, были они когда-то давно рыцарями и воинами при Бове Королевиче, а стали прикольным детским лубком.
Почувствуйте разницу...
Следующий пост будет об этом и про нынешнюю "Войну Сказочных Миров" (русского и западного). К Гвидону, Салтану, Дадону, Полкану и Бове Королевичу это уже будет относиться опосредованно, но пост про ситуацию с русскими сказками и запросы российского общества на определенный тип героев явно назрел
Продолжение следует