Прогноз развития конфликта на Донбасс от Владимира Пастухова

В связи с этим представляется интересным каков его прогноз политический. Поскольку я украинец и живу в Украине, для меня наибольший интерес представляет его оценка ситуации на Донбассе и возможные сценарии ее развития, которые он описал в интервью изданию

Стратегия Кремля выстроена в «логике Талалихина»: глубокой убежденности в том, что «немец» отвернет, потому что «слабак». Но он может и не отвернуть.
Конечно, никто в Кремле умирать не хочет и там на самом деле хотят изменить в лучшую сторону отношения с Западом. Хотят, но не могут. У Путина совершенно нормальное желание: договориться с Западом. Но на своих условиях.
– Что это за условия?
– Первое: признание права России на внерыночное доминирование, политическое и экономическое, на территории бывшего СССР. Наша доктрина сегодня заключается в следующем: Запад должен смириться и сказать, что Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан – это наша вотчина. Что хотим, то и делаем. То есть, предлагается как бы Варшавский договор нового времени.
Второе: Крым таки наш. Потому что это уже функционально важный элемент мобилизационного плана, мы его мы отдать не можем ни при каких обстоятельствах.
И третье: принцип невмешательства во внутренние дела. То есть, никаких больше списков Магнитского. Мы к вам не лезем, и вы к нам не лезьте.
– Может ли Запад принять условия Путина?
На Крым Запад, безусловно, мог бы закрыть глаза. Но Запад не готов к другим ключевым элементам: признать имперские амбиции России в части контроля над постсоветским пространством и встать на позицию невмешательства во внутренние российские дела. Запад просто не сможет закрывать глаза на нарушения прав человека. Но и Россия не сможет отказаться от своих условий. Истерия и идеологическая кампания внутри страны до такой степени продвинулись вперед, и Кремль в этой кампании до такой степени впал в зависимость от небольшой, но очень шумной группы националистически озабоченных граждан, что любой отказ от одного из элементов плана будет воспринят как предательство. Кремль стал заложником своих страхов.
– Чего Кремль добивается на Украине?
– Есть несколько ситуаций, которые выгодны или невыгодны Кремлю. Самый страшный сон – это присоединение Донбасса с его голодными шахтерами, разваленной промышленностью, завышенными ожиданиями и левацкими настроениями к России. Этот сценарий никому в Кремле не нужен.
Второй вариант – сценарий, при котором Украина устанавливает контроль над Донбассом, фактически санирует там ситуацию, и проблема исчезает. Но это поражение, которое означает, что все добровольцы, которые ездили в Донбасс, возьмут билеты в Москву. И весь Донбасс окажется на Красной площади. Соответственно, этот сценарий тоже допустить нельзя.
Поэтому у Кремля очень узкий коридор возможностей. Ему этот регион нужен только в состоянии «управляемого хаоса». Кремлю выгодно, чтобы бардак продолжался вечно. Но такой сценарий менее всего устраивает Украину, потому что для нее он самый болезненный.
– Какой план у Киева по Донбассу?
– Украину тоже устраивают два сценария. Первый – при котором она все-таки устанавливает над Донбассом контроль. Но это практически утопия.
Второй, наиболее для нее оптимальный, – чтобы Кремль забрал Донбасс вместе со всеми сепаратистами, и на этом бы Украина данную страницу истории закрыла и сосредоточилась бы на реформах (хотя на словах, конечно, взывала бы к справедливости и возмездию). Донбасс стал бы тогда для Украины чем-то вроде Курильских островов для Японии.
Так что со стороны России идет очень простая игра: реализовать концепцию Троцкого «ни мира, ни войны». Но этот сценарий опасен именно рисками эскалации. Крупный его недостаток состоит в том, что рано или поздно там все может полыхнуть, но уже не в масштабах конфликта между Россией и Украиной, а полноценный и открытый конфликт между Россией и Европой.
При всем почтении, позволю себе высказать некие несогласия с мнением уважаемого политолога.
Мне кажется, что существует окно компромисса по Донбассу.
И состоит оно в том, что объявляется некая ситуация промежуточная. С одной стороны - российские войска уходят, и контроль на границе остается у Украины. С другой стороны реально Донбасс получает некую почти независимость. Но получает на естественных условиях - чем больше у тебя независимости, тем меньше получаешь денег из бюджета. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует. И при этом на территории Донбасса работает только украинское телевидение - и в эфире, и в кабеле. И это условие категорическое.
И такая ситуация действует два-три года. У России есть время объявить о полной победе. Мы всегда подчеркивали, что Донбасс часть Украины (и это ведь правда!), мы только хотели защитить права. вот мы защитили. И мир признал "Крым - наш" - потому что санкции таки снимут.
А полноценное возвращение Донбасса в состав Украины - будет только вопросом времени и усилий самой Украины. И тут нужно серьезно поработать, потому что ненависти там к Украине много.
И - это мое личное "кажется" - Порошенко ведет Украину именно к такому варианту.
Хотя могу лишь повторить - такой план кажется мне очевидным и тяжелейшим поражением Украины. И по Крыму и по Донбассу. Который должен в условиях мира пожить вне Украины хотя бы два года - это минимум, ИМХО
|
</> |