Продолжаем заниматься Тольятти
mymaster — 30.01.2013 В ноябре мэрия Тольятти объявила конкурс на НИР «Концепция развития улично-дорожной сети с учетом развития городского пассажирского транспорта». Меня этот вопрос не оставил равнодушным, так как город в кои-то веки решил заняться научным планированием в сфере транспорта. Но для начала я просто порадовался, что вопросом вообще займутся. Тогда руки не дошли посмотреть, что же там собственно в документации... так что посмотрел я ее только к концу месяца: выяснилось, что там нет ни слова о моделировании транспортной системы, и конкурс подразумевает собой, что 10 миллионов будут потрачены на очередной бумажный отчет "аля транспорт 50-х"."Надо спасать мэрию", - подумал я, и написал большое письмо советнику Сергея Андреева, в котором очень подробно рассказал о том, что такое транспортное моделирование и как вообще должны решаться вопросы подобных НИРов. Советник мэра мне перезвонил, и мы долго разговаривали по телефону о том, что и как надо делать: я рассказал о том, как делалось в Самаре, и каких ошибок можно избежать, если подойти по уму. Замечу специально - я ни слова не написал в паблике об этой истории. Наоборот - написал еще одно письмо, уже для того, чтобы передали в руки Андрееву по транспорту в целом. Сам же решил искать контакты будущего победителя НИРа, чтобы по профессиональным каналам попросить их пожалеть идиотов в мэрии, составивших кривую документацию, и все таки выполнить работы как следует.
В стране работами такого уровня занимается всего несколько организаций, так что большого труда не составило запустить "щупальцы" и выяснить под кого именно был нарисован конкурс. "Конкурс под питерцев, с ними все договорено было - сейчас уже поздно переигрывать" - сказали мне знающие люди из мэрии Тольятти. "Ну вы хотя бы договоритесь, чтобы они модель вам сделали и отдали", - посоветовал я, - "Да мы тебя поняли, но сейчас что-то глобально менять не получится - до конца года времени не осталось: деньги сгорят".
Тут я должен пояснить, что же такого я советовал сделать в плане конкурсной документации. Не мудрствуя приведу выдержку из своего письма:
"Я сам ставил ТЗ по Самаре, исходя из того как эти работы должны делаться.
Алгоритм такой:
1) Создается транспортная модель в ПО PTV VISUM. Что это такое я в
блоге много писал, некая выжимка есть здесь: http://www.ptv-vision.ru/
По сути это мировой стандарт (не только для Самары, Москвы, Питера,
Томска, но и для всей ЕС, США, Японии и пр).
Модель - это ГИСовская система в которой увязаны места расселения,
приложения труда, виды активности, учебные заведения и пр. Сделанная
она умеет с точностью не хуже 85 процентов предсказывать что будет
если изменить что либо в системе транспорта. То есть строим дорогу или
развязку - просто мышкой в системе, она говорит как изменится
обстановка на всех дорогах в городе от этого, и дает возможность
посчитать экономический эффект. Аналогично по маршрутам транспорта. То
есть позволяет сравнить до реализации эффект от любых сценариев.
2) Потом в созданной модели разыгрывают сценарии разных изменений и по
дорогам, и по транспорту. И на основе результатов дают отчет с
цифрами, и с экономическим эффектом. Причем взаимоувязанные
мероприятия, последовательность реализации для максимального эффекта и
пр. Причем конкретные вещи могут прорабатываться вплоть до уровня
светофорных фаз - для этого используется PTV VISIM -
микромоделирование.
Я сейчас позвонил проконсультировался по срокам таких работ: порядка
года надо на создание модели, и потом порядка полугода на нормальное
моделирование сценариев и подготовку по ним планов. За год сказали
такое сделать можно - но по принципу, что модель делается как надо, а
сценарии в большинстве моделируют потом на сделанной моделе, обучая в
параллели заказчика.
Так вот к чему я пишу: в объявленном конкурсе про модель вообще ни
слова, а сроки слишком маленькие для качественной проработки (если не
начинали что-то делать заранее).
По нынешнему конкурсу получается что модель, если и будут делать, то
не отдадут - что очень плохо.. как показал опыт Самары сценарии
появляются новые постоянно в будущем. И модель, в отличии от кучи
бумаги, вещь живая с которой должны работать сами специалисты мэрии.
Плюс очень не понятно по срокам - слишком сжатые для хорошего качества
работы.
Отсюда вопрос: насколько жестко этот конкурс объявлен, в том плане что
может быть Андрееву будет интересней получить все с гарантией качества
и в большем объеме? Я понимаю что дело не простое - бывает что решения
приняты по иным причинам, и уж точно кем-то в той или иной степени
лоббируются. Но без живой модели в распоряжении города жить будет сложно, и
даже в некотором смысле невозможно. То есть на нее все равно так или
иначе придется тратить деньги... А тут видно, что можно это не делать
дважды.
Моя мысль такая: конкурс отменить пока не поздно, переделать ТЗ под
требование создания модели и ее передачи мэрии, а не только под
подготовку "бумажного отчета" как сейчас. Плюс подумать что сделать со
сроками, и как защититься от заведомо низкого качества, которое может
быть если проскакивает компания без опыта работ. И снова выйти на
конкурс...
Насколько это реально?"
О том, что такое транспортное моделирование я писал ранее в блоге. То есть в случае, когда модель сделана учеными, но не передана городу - считай все в пустую. Потому что их бумажный отчет устареет через год уже, а через два возникнут новые задачи, которые надо моделировать - а инструмента в руках не осталось. Придется снова объявлять конкурс, причем т.к. модель будет у тех кто выиграл первый, победить смогут только они: мэрия садиться "на иглу". В конкурсе для Самары было принципиально иначе - ученые отдают модель, гарантируют уровень ее достоверности не хуже 85%, и обучают сотрудников мэрии! То есть Самара может сама теперь моделировать все, что потребуется не тратя деньги. А Тольятти на каждое апчхи надо будет заключать новый договор и снова платить деньги! Шикарно, правда?..
Но я и тут промолчал - не лез в паблик. Ну мало ли что не срослось у них... всякое бывает. Да и я виноват - поздно полез смотреть документы, вот и пропустил время для полезного совета. Ну что тут поделать - иначе конец года, и все деньги сгорят вообще...
То есть понятно? Я предупреждал мэрию заранее, ни слова не вынося на публику. Мэрия спокойно слушала советы, но сделать ничего не смогла (ну или не захотела - хз)? Мне достоверно известно, что эти сведения были переданы в том числе лично Андрееву. Из-за этого кривого конкурса бюджет "попал" на то, что или сядет "на иглу" по вопросам транспортного планирования, или вынужден будет делать заново модель через пару лет. Самое обидное, что сроки нереальные, а в конкурсной документации предмет отчета по сути - кипа бумаги. То есть в отличии от самарского конкурса, где все можно проверить натурными измерениями, тут никаких гарантий, что это не написано за неделю до сдачи и что никакой модели вообще не делали. Масштаб потерь? Питер победил, насколько я знаю, с ценой 8,5 миллиона из 10 возможных. Самара получила модель за 7 миллионов. Но, еще раз - я с этим в паблик не лез.
Что же заставило меня полезть на публику? Мэр начал нагло врать про троллейбус и его применимость и экономику. Я об этом написал пост и открытое письмо Губернатору области. Почему я не стал писать мэру Тольятти?
По очень простой причине... он сказал, что питерские ученые проверят насколько вообще нам нужен троллейбус. На днях эту мысль повторил его зам по городскому хозяйству. То есть они уверенно сослались на кипу бумаги, непроверяемой никак, про которую они сами точно знают, что проверить ее нельзя - как на авторитетный источник. Враг не оценил объем моих знакомств в сфере транспорта. Понятно, что на публику никто ничего не хотят говорить... но у ученых есть вполне нормальное представление о профессиональной этике, им не хочется ставить свои имена под бредом, так что мне сказали "Спасай троллейбусы! Исполнителям уже сказали, что должно быть в отчете - надо закрыть ТД2 - у них там какие-то трудности с землей, и под его закрытие переделать троллейбусную сеть".
Еще раз. Мэрия судя по инсайду заказала работы у ученых, но тут же продиктовала им условия, при которых работы будут приняты без проблем - обоснуйте закрытие одного из двух троллейбусных парков, и переделайте под это маршрутную сеть. Поэтому сразу по заключению госконтракта мэр Андреев уже уверенно рассказывает, что ученые сейчас вообще может скажут, что троллейбус надо убрать! Анташев вторит ему, что ответ ученых будет в сентябре! Откройте конкурсную документацию - ссылку на нее я дал выше. Найдите в НИРе хоть слово о том, что исполнитель должен в рамках НИР оценить на вопрос: "чего больше - вреда или пользы - приносит экологии города использование далеко не новых троллейбусов. Также появятся результаты о том, насколько серьёзно влияет этот весьма тихоходный транспорт на дорожные заторы". А еще посмотрите сроки выполнения работ ;) Ответ на вопрос о троллейбусе волшебным образом был перенесен на срок "как только в Тольятти закончатся выборы в ГорДуму". Срок выполнения работ по конткракту (как мы помним не реально быстрый) - 334 дня. То есть, если бы мэрия хотя бы соблюдала видимость честности, то ответ должен был бы быть к концу года. Если делать по уму - то к лету следующего года. Но им очень быстро надо освободить троллейбусное депо от троллейбусов - уже даже есть предложения от тех, кто будет их резать на металлолом! Так что как только пройдут выборы - самый удачный срок для "научных" решений и резки металла.
Мэрия не стесняется, так же как не стеснялась врать о экономике троллейбусной системы. Они походу уверены, что ученые, которым они заплатили большие деньги, не потребовав в договоре по сути никаких подтверждений качества работы, чтобы им закрыли контракт обоснуют что угодно!
Однако господин Андреев немного просчитался - эксперты есть не только взятые в заложники через госконтракт и полюбовные договоренности достигнутые до проведения государственного конкурса. "Городские проекты" съездили к крупнейшему в мире специалисту по вопросам транспортного планирования, профессору городского и регионального планирования Университета Филадельфии, консультанту мэрий Белграда, Каракаса, Эдмонтона, Лимы, Манчестера, Мехико, Неаполя, Нью-Йорка, Перта, Феникса, Рима и Торонто, автору монографии "Транспорт в городах удобных для жизни", отцу одной из крупнейших научных школ транспортного планирования в мире Вукану Вучику. Мы задавали профессору вопросы о сравнении троллейбуса и автобуса, говорили о планах мэрии Тольятти, и выясняли, правда ли троллейбус дороже и хуже автобуса, как это рассказывает Сергей Андреев?
"Но ведь троллейбус служит в полтора раза дольше, чем автобус!" - воскликнул профессор Вучик, достал книгу по которой читает лекции студентам, он начал перечислять многочисленные достоинства троллейбусных систем: лучшую динамику, по отношению к автобусу, много лучшую экологичность и дружелюбность к городской среде, существенно меньший уровень шума, в полтора раза больший срок службы троллейбуса, экономию энергии на торможении за счет рекуперации и в рваном ритме движения в городе с частыми остановками, большую надежность электродвигателя по сравнению с дизельным, что можно экономить энергию за счет современных систем управления тяговыми двигателями... "Сколько стоит пробег троллейбуса в сравнении с автобусом по затратам на тягу?"
Я рассказал, что знаю из документа «План финансово-хозяйственной деятельности МП «ТТУ», что на 1 километр пробега каждый троллейбус затрачивает в среднем 1,6 кВт электроэнергии по цене 3 руб. 25 коп. за киловатт. То есть затраты на 1 километр пробега не превышают 5 руб. 12 коп. Эта сумма справедлива для всех моделей троллейбусов, эксплуатирующихся в Тольятти.
Костяк подвижного состава МП «ТПАТП-3» составляют автобусы моделей ЛиАЗ-5256 и МАЗ-103. Средний расход топлива на 100 километров пути (в условиях городского движения), определенный для этих машин заводами-изготовителями, равен 52 и 45 литров соответственно. Средняя цена одного литра дизельного топлива в Самарской области (по состоянию на декабрь 2012 г.) – 30 руб. Таким образом, 1 километр пробега ЛиАЗ-5256 обходится в 15 руб. 60 коп., а МАЗ-103 – в 13 руб. 50 коп. Если взять среднее арифметическое значение и округлить его, то это вдвое дороже, чем пробег любого тольяттинского троллейбуса.
И это при том, что у нас троллейбусы старые как мамонты, и могли бы экономить больше за счет системы управления и рекуперации! "В два раза дешевле!" - подчеркнул Вучик. "А еще в морозы в отличии автобусов троллейбусы заводятся и едут на линию, а автобусы надо разогревать", - дополнил картину я, с чем Вучик тут же согласился. Видео ночью должно было успеть залиться на youtube канал Максима Каца, если не подвел интернет.
Кстати, из Тольятти мне прислали любопытные данные - сведения из муниципальных контрактов с МП ТТУ и МП АТП-3 по стоимости для бюджета пробега 1 часа троллейбуса и 1 часа автобуса. То есть у меня теперь есть ответ, сколько налогоплатильщикам стоит в эксплуатации троллейбус, и сколько автобус: 178 рублей, а автобус - 312 рублей; 1 час работы троллейбуса в рамках заказа ВАЗа обходится заводу в 621 рубль, а автобуса - в 765 рублей. Еще раз повторю - это сведения из контрактов мэрии с перевозчиками.
Мэрия любит называть цифры за год, забывая пояснить, что эти цифры надо соотносить с пассажиропотоком и перевозкой платных пассажиров. Таковых троллейбус и правда перевозит меньше - он перевозит больше льготников, чем автобус. Но причина этого не в троллейбусе, как в транспорте, а в том, до какого состояния его довели сотрудники мэрии... то что он столько лет живет без обновления подвижного состава, в то время, как автобусы в кредит мэрия берет регулярно, показывает как раз насколько он экономичней и выносливей в условиях реальной экономики. Троллейбус малоинтересен чиновникам - они пока не научились сливать с него солярку, и перепродавать ее через родственные конторы дважды. Я уж не стал профессору Вучику эту схему рассказывать.. а то бы расчетная стоимость пробега автобусов в Тольятти еще возросла.
Ну так что у нас выходит? Я так оцениваю, что выходит провальный для бюджета города конкурс на НИР, взятие после него в заложники исполнителей работ, да такое, что они просят помощи на стороне, полная то ли лжи, то ли некомпетентности позиция мэра о том, что "троллейбус хуже автобуса!" при том, что не так сложно получить цифры реальной себестоимости и бюджетных затрат на транспорт. И жгучее желание замять историю "до после выборов". И заказы на контропропаганду в стиле "Им всем заплатили 5к$, чтобы они мочили демократического мэра!" Жулики, дорогой Андреев, под любой вывеской остаются жуликами. И замять вопрос мы тебе не дадим.
Прошу депутатов Городской Думы Тольятти, а меня такие читают, проверить изложенные в этом посте цифры, в том числе запросить соответствующие документы. Итак, вам нужны цифра - стоимость затрат на тягу для троллейбуса и автобуса за 1 км пути. Еще стоит узнать потребление топлива автобусами и сравнить с заводскими расчетами ;) Вам нужны данные по компенсациям за 1 час работы из бюджета для ТТУ и АТП. Вам стоит попробовать узнать реальны ли сроки выполнения НИР с применением модели, и будет ли вообще у города транспортная модель ;) А еще лучше поузнавайте про предисторию желания мэрии занять площадку ТД2 автобусами, которые выставили на улицу с муниципальной земли АТП-3 ;) Узнайте, кто поставляет солярку для муниципальных автобусов и по какой цене. И как эти замечательные люди связаны с руководящим составом администрации Тольятти ;)
И для мэрии Тольятти, Андреева и его сторонников еще раз: не я начал эту историю. Я вас сто раз просил, предлагал, советовал... Но вы почему-то решили, что управы на вас все равно нет, и что после вас хоть потоп. Окей. Тогда единственный способ вас остановить - сделать вам такую ГорДуму, что вы не примите больше ни одного решения в стиле реверансов Шейкинским "господам". И тем, кто заранее хочет меня обвинить "в незнании обстановки" - я с 2005 года автор и редактор вот этого сайта http://www.samaratrans.info - поизучайте там материалы про Тольятти, и троллейбус вообще. Вам будет полезно.
|
</> |