Корень зла
mymaster — 21.01.2013 Время назад я написал пост о том, почему мне немного неуютно думать об образе Собянина глядя на Москву. В конце поста я сказал, что знаю, почему у нас все так не устроено в жизни, и знаю как это исправлять. Придется теперь рассказать.К сожалению, Москва исторически - это третий Рим. Я как правило добавляю к этому "и четвертый Урюпинск, сразу после Сызрани". У нас каждый политик считает своим долгом поговорить хотя бы немного о величии страны и ее особой исторической миссии - все от того, что он чувствует себя наследникам Цезаря, через посредничество Ивана Грозного. Чем федеральней политик, тем острее он чувствует причастность к имперскому шику, и тем активней он думает масштабами египетских пирамид. При этом политики, как правило забывают, что Хеопсу пришлось отправить в публичный дом собственную дочь, чтобы накопить денег на достройку чуда света.
В общем, у нас принято строить то, что в одной чудной компьютерной стратегии называлось "проектами во славу цивилизации". Приходит новый мэр к власти, оглядывается по сторонам, и видит что все вокруг проржавело, прогнило, и пошло в разнос. И у него есть два пути - или сесть, и скрупулезно пытаться отремонтировать и довести до ума все то, что он видит - на это не хватит его жизни, не то что срока... или... или взять и построить с нуля что-то новое. Например, мэр Воронежа уничтоживший в городе трамвай - А.Я.Ковалев - уничтожая трамвая обещал всем запустить по его же трассе монорельс (прямо как в той серии, в Симпсонах). И вот что удивительно: над ним никто не смеялся. Ну то есть он показывал журналистам, другим чиновникам, депутатам, губернатору картинку, нарисованную в фотошопе с монорельсом над проспектом и все высказывались в том духе: "не.. ну а чё? почему бы и нет.." Думаю примерно также было в свое время и с Хеопсом, когда он начал строить себе пирамиду: "да?.. пирамиду? хорошо... давай построим". Правда у Хеопса Снофровича была дочь, а у Александра Яковлевича только воронежцы...
У нас как-то не принято спрашивать мэра, выдвигающего мегапроект, о том, почему он выдвигает мегапроект при дефицитном бюджете. Или почему он решил строить с нуля монорельс при разваливающемся на глазах троллейбусе. Это смотрится, как само собой разумеющаяся вещь: каждому чиновнику нужен большой каменный, или железный, ну или резиновый... но символ своего величия. Иначе чиновник просыпается ночью, смотрит - а величия нет - и тогда он заснуть не может, ностальгия по третьему Риму его терзает. Поэтому жители города к словам мэра относятся также, как к пьяным обещаниям алкоголика. "Чего чего наобещал?!.. Ой.. ну что ты, Семеновна, да он же поди в то время был уже в зюзю мэром..."
Но это красивое объяснение, к сожалению, весьма ложное :) Просто было бы все попробовать списать на политиков, которые хотят себя увековечить. Но это далеко не только у наших олухов "слова в металле отливаться должны", а все же на западе все как-то последовательней развивается. Проблема глубже, корень зла в образовании.
У нас не принято обучать делать вещи, которые будут понятны другим людям. Если наш программист пишет код, то он его пишет для себя. Вероятность того, что другой его поймет - несколько выше, чем для случая кода индуса. Но в целом зачастую проще написать с нуля заново, чем разбираться как именно что было сделано. Та же история во всех отраслях экономики и промышленности. Наш человек очень эгоистичен, он точно также пишет и юридические документы, и инженерные проекты. Он что-то делает, как-то налаживает, а потом - хоть трава не расти. Называется это "отсутствие инженерной культуры". А поскольку это свойственно не только инженерии, то и просто культуры.
В результате каждая попытка что-то сделать, в которой человек вынужден сталкиваться с чьим-то наследием вызывает нервную икоту. Инженер, программист, архитектор, редактор... не важно кто, смотрит на плоды чужого труда и говорит: "мать... я лучше сам напишу". И пишет сам. В Италии и Британии есть законы, которые действуют с однатысяча забытых годов. Их не трогают. Не рубят с плеча. Не переписывают заново. Их дорабатывают. У нас к идее что-то доработать, относятся как к предложению "позавтракать чужими объедками". Ровно также процесс идет и в муниципальном управлении. Приходит новый начальник департамента, и начинает пытаться разобраться с тем, что делалось до него... неделю пытается, после чего говорит: "К черту". И поручает готовить новые муниципальные целевые программы, новые планы, новые стратегии, и думать как с ними вписаться в утвержденный предшественниками бюджет.
Никто не будет разбираться с собственными скоростными поездами: слишком длинная это история. Проще купить и запустить с нуля "Сапасан". Никто не будет дорабатывать какой-то там Ту-204 (тут вписать нужное - Ан-148, МС-24 - я не большой любитель авиации). Проще взять и с нуля сделать СуперДжет-100. И нафиг не надо актуализировать СНиПы - проще их запустить и довести до такого состояния, что их придется все поотменять к чертям.
Поэтому когда мэр теша свои амбиции говорит: "К черту трамвай, давай лучше монорельс забубеним" в начальнике дептранса просыпается не только, и не столько идея "Вот это мы попилим!", сколько "Слава богу не надо разбираться с трамваем!" Корень зла не в самой системе управления, а в ее предтечи - системе образования. В том, что образование не учит делать так, чтобы потом другие могли доделать, и не учит доделывать за другими то, что можно не переделывать. На это накладывается сверху популизм, коррупция, желание воздвигнуть пирамиду. Но первично именно отсутствие навыка.
Поэтому решение вопроса надо закладывать в первую очередь в школу, и в очень серьезном виде - на уровне отдельных дисциплин - в ВУЗы. В краткосрочной перспективе перед экономикой страны стоит задача повышения производительности труда, но если заглянуть в среднесрочную перспективу, то и перед экономикой и перед системой управления очень остро стоит задача повышения культуры труда. Хотя, конечно, я понимаю что говорить о том, что якобы все проблемы России решаются искоренением коррупции политически гораздо выгодней...
|
</> |