
Жизнь Чака (The Life of Chuck), 2024, США. Режиссёр Майк Флэнаган.


Главная идея, на которой базируется сюжет, стара и давно уже в разных вариантах исследуется миром искусства. Например, в стихотворении Джона Донна: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Ну а поскольку фильм снят по рассказу Стивена Кинга, то и замах тут пошире, чем у Донна. Опираясь на строку Уолта Уитмена «я содержу множества» (I contain multitudes ), режиссёр доносит до зрителя идею о том, что каждый человек — это Вселенная и когда он (человек, не режиссёр) умирает, схлопывается и она. Однако, для оптимистов содержится и такой посыл — хотя такая особенность человеческого организма и неприятна, жить всё равно нужно полноценно, обогащая свои множества новыми поступлениями! И ещё, тоже для оптимистов, — жизнь любого человека представляет собой Вселенную, даже если он самый обычный и ничем не примечательный член общества.
Фильм состоит из трёх частей, которые накладываются на жизнь Чака Кранца не совсем обычным способом. Вначале мы видим взрослого Чака, а затем переносимся в его детство и юношество. Первая часть на фоне остальных смотрится выигрышно. Тут и нагнетание интриги, тут и неплохие диалоги, временами украшенные юмором, тут просто жизнь взрослых людей. Даже вторая, короткая часть усилена «энергичным танцем», одной из самых запоминающихся сцен в картине. А вот когда время отпрыгивает лет на тридцать назад, внешняя оригинальность странным способом трансформируется в скуку. Не спасает и мистическая нотка, тайна которой раскрывается слишком поздно, когда всё уже изрядно поднадоело и когда единственный вопрос к режиссёру звучит примерно так - когда и как ты закончишь свой фильм?
Получилось лирично, получилось сентиментально. Однако, остаётся в осадке чувство, что интересную историю рассказали монотонным, тусклым голосом. И как-то всё получилось назидательно, как приложение для внеклассного чтения к учебнику ОБЖ, например. Если же использовать гастрономические ассоциации, то получился суп, в который вместо соли насыпали сахар. Вроде всё правильно сделали - с любовью подобрали все компоненты, тщательно взвесили их на весах, загрузили в бульон и, вот незадача, перепутали соль с сахаром. А у меня после этого, учитывая выше сказанное, возникло странное желание — найти и перечитать повесть «Смерть Ивана Ильича», которую написал один матёрый человечище. Там тоже о дороге на кладбище.
===============