Про завод для Overture и разбор концепта Overture (Boom Supersonic)
travelfoxes — 06.02.2023Слава Theranos не даёт покоя товарищам, которые захотели нагреть руки на авиации. Но здесь скорее всего мошенничество будет выглядеть по-честному. Сначала по-максимуму отмоют средств. А потом – ну а что вы хотели, сверхзвук же, попробовали, но не вышло, «не шмогла я, мужик» (с). Ну а раз пытались, то какое тут мошенничество. А в качестве попыток что-то построить решили начать строительство завода по производству этих самых самолётов.
Собственно, сам самолёт представляет собой нечто среднее между Ту-144 и Конкордом. Построить его несложно. Тем более сейчас с композитными материалами можно сделать вполне надёжный и устойчивый к высоким температурам фюзеляж. Но ещё важно, чтобы самолёт разогнался до 1,8 М – нужны двигатели. А их пока нет. Есть некоторое описание, даже псевдочертёж. Только с таким двигателем, как на чертеже, далеко он не улетит. Обещают 17 тонн тяги и 100% использование SAF топлива. С учётом того, что это самое SAF топливо дороже раза в два керосина, то интересно, как собрались снижать издержки.
Кроме того, в буклете есть информация о налёте без съёма с крыла на 25% больше. Только больше чего – непонятно. Может быть больше первых Ту-144 с НК-144? Тогда сомнительное достижение.
Дальше двигатель в разрезе. Имеем вентилятор, пять ступеней КНД, десять ступеней КВД, а за ними шесть ступеней турбины. Причём, по ходу, без разделения на высокое и низкое давление. Теперь вопрос, какую скорость истечения газов мы получим после шести ступеней турбины. Второй вопрос – я увидел только один вал на данном концепте. С какой скоростью будет крутиться вентилятор и что он даст в такой ситуации.
Я как бы не двигателист, конечно, расписал всё коряво, но и концепт сделан, знаете ли, не слишком качественно. Поэтому я задал вопросы, может быть мне кто-то сможет в комментариях прояснить механизм работы сего чуда техники.
Кроме того, в рендере про шум приводится чуть ли не на каждой страничке. Вопрос – а что делать с преодолением звукового барьера. Все эти гладкие формы и зазубренный переход между контурами ничего с ним не сделают. Нам обещают в следующем году уже начало постройки прототипа, а в 2026 году первый полёт.
Зашёл почитать комментарии в телеграмме. Любой намёк на распил парируется тем, что пилят только госбюджет РФ, а здесь частный капитал. Только недавно в ВК видел новость, что очередной владелец частного капитала подарил 700 тысяч инвестиционной пирамиде. Так что не показатель. Да и Theranos подтвердит. Ещё мне понравилось, что распил и подшаманивание нежизнеспособных рендеров – это методы Сухого, а в США сразу на 50 лет посадят за обман инвесторов. Ещё сравнивают со SpaceX, про который на старте так же говорили. Только вот SpaceX не претендовал на прорывные технологии, финансировался из госбюджета США, в нём работала команда опытных специалистов, которые пришли в SpaceX со своими наработками. Falcon делал не Маск, а Мюллер, который до этого руководил вполне успешным ОКБ.
По последним разработкам двигателей с нуля, а здесь у нас на виду только PW1100, Sam146 и ПД-14. PW1100 начали разрабатывать в 1993 году, с редукторного ADP, постепенно дорабатывая пришли к серийному PW1100 только к 2007 году. 14 лет. ПД-14 ведёт историю от ПС-12, основа которого была взята для ПД-14 в 2006 году, а впервые запустили на стенде в 2012 году, а под крыло Ил-76ЛЛ поставили в 2015 году. 16 лет итого. Sam146 лепили с использованием кучи ноу-хау, как от французов, так и от себя. Французы использовали кучу новых решений, которые потом применили на Leap-1. К сожалению, не смогу сказать, сколько длилась разработка, но факт в том, что двигатель пришлось серьёзно дорабатывать уже в ходе эксплуатации.
В общем хороший ТВД создаётся 14-16 лет. Тут двигатель совершенно другого класса. Двигатели от боевых машин не подойдут, масса такого самолёта намного выше. Тут ближе всего из современных двигателей только НК-32, там есть трёхступенчатый вентилятор, который очень отличается от концепта Symphony. Компрессор состоит из 12 ступеней. Турбина имеет одну ступень высокого давления (диаметр около 1 м, температура горения 1575 K) с охлаждаемыми монокристаллическими лопатками, одну ступень среднего давления и две — низкого давления. Тут более-менее схоже. Но бонусом для сверхзвука у данного двигателя выступает форсажная камера, которую я не увидел в концепте.
Возможно, я просто не могу поверить в то, что пара уволенных инженеров, не имея большого коллектива из проектировщиков (а вспомните, сколько таких пришли в SpaceX, при том, что ракетный двигатель намного проще), смогут создать что-то хотя бы сопоставимое с НК-32. Там придётся многое проходить опытным путём – расчёты температур, давления, делать прожиги и испытания отдельно каждого элемента. А тут на всё про всё пара лет. У нас про ПД-8 за пару лет не верят, хотя движок уже был собран.
Да и в годовом отчёте Boom Supersonic фигурирует 30% не на проектную деятельность, а на административные расходы и премии. Чтобы понимали читатели, у меня почти год новому заводу, так за это время никто не получил никаких премий, хотя завод уже работает. Установка моя – пока не вышли на самоокупаемость – никаких премий, ну кроме продажников.
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/pro-zavod-dlia-overture-i-razbor-koncepta-overture-boom-supersonic-63e1596737f2a66a93501031
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести на Озоне либо Яндекс.Маркете:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-krupnyh-porod-2-kg-820727359/
|
</> |