
Про захваченные германские кодовые книги


Переслегин интересен своим взглядом на события (который он сам называет "психоисторияеским", косплея Айзека Азимова), с точки же зрения фактологии они, как правило, особого интереса не представляют. Однако тут, к своему глубокому изумлению, обнаружил факты, которых ранее не встречал. Речь идет о германских сигнальных книгах, захваченных союзниками в начале войны и сыгравшими потом огромную роль во вскрытии планов германского командования.
Немцы пользовались для связи сигнальными книгами SKM (книга сигналов императорского флота), HVB (книга для связи с торговыми судами), VB (шифровальная книга высшего командования). Копии этих книг были, в общем, везде: на кораблях и судах, у военно-морских атташе, в представительствах судоходных компаний. Вряд ли следует удивляться тому, что уже к зиме 1915 года в распоряжении Адмиралтейства оказались экземпляры всех этих книг.
Книга SKM была захвачена русскими на крейсере "Магдебург", который выскочил на мель у острова Одесхольм. Книга HVB - на пароходе "Хобарт" около Мельбурна. наконец, книга VB досталась англичанам после стычки эсминцев у острова Тексель в группе Фризских островов.
Про случай с "Хобартом", признаюсь честно, я раньше не слышал. В отличие от двух других. "Магдебург" - это вообще классика, про него знает любой, более-менее знакомый с историей Первой мировой. Про захват книги на немецких миноносцах, потопленных "Андаунтедом" и эсминцами в бою у Текселя, не только читал, но и писал. Однако о том, какая именно кодовая книга была там захвачена, нигде не упоминалось, в силу чего важность данного момента оказалась нивелированной. А зря!
|
</> |
