Про текущий "дауншифтинг"
anlazz — 21.04.2022
Недавно френд написал интересный текст на тему того, как меняется мир. А
меняется мир – с точки зрения автора приводимого поста – в сторону
того, что он назвал «глобальным дауншифтингом. Т.е., в сторону
уменьшения – и существенного – того уровня потребления, который еще
вчера считался «нормальным». Как пишет автор о своем существовании
во второй половине 2000 годов: «…но на жизнь всегда хватало. Во всяком
случае, заходил в магазин и никогда не смотрел на ценники
продуктов. Потом появились машины, мотоциклы, поездки по России и
за границу. Ремонт в квартире. Зубы. Не скажу, чтобы прямо из
кармана всегда доставал деньги и платил за всё легко, но в принципе
всё было по силам. Мы с семьёй повидали некоторое количество стран.
Одевались в неплохую одежду. Я покупал хорошие компьютеры,
телефоны. У меня не самое дешёвое хобби: фотография, и техника
около-топовая, которая тоже стоит прилично...»Кстати, тут сразу же строит сказать, что речь идет не о мажоре, и не о представители пресловутого «креативного класса» - которого мама из модной школы через модный вуз прямо пристраивает в свою тусовку. А о человеке, реально владеющем востребованной специальностью – автор поста «айтишник», причем очень приличного уровня. Впрочем, тут можно подставить любого: скажем, юриста, пилота гражданской авиации, архитектора, ну и т.д., и т.п. Короче, человека из того социального слоя, который еще буквально вчера принято было именовать «средним классом», и противопоставлять его одновременно и пресловутым «новым русским», и русским «старым», живущим, в основном, в провинции и работающим на старых еще советских предприятиях и организациях.
Надо ли говорить, что этот самый «средний класс» казался тогда «надеждой России». В том смысле, что он, буквальным образом, иллюстрировал «давнюю мечту» - на самом деле, конечно, не такую уж давнюю, возникшую где-то во второй половине 1980 годов – стать «настоящей Европой». В смысле, получить европейский уровень жизни в плане пользования благами – начиная от бытовой электроники и заканчивая путешествиями. Точнее сказать – тот «европейский уровень», который так активно «форсился» через разнообразные фильмы, сериалы, клипы, рекламные ролики и буклеты, которыми заваливался Советский Союз в последние годы своего существования. И который выглядел недостижимым для «совка» - став одной из основ победы антисоветизма.
Конечно, сейчас стало понятно, что к реальной жизни «европейского большинства» этот образ не имел никакого отношения – он изначально формировался с рекламной целью, существенно завышая уровень потребления – но в данном случае это не важно. Важно то, что в возникшем «российском среднем классе» жители нашей страны могли увидеть возможность исполнения своих «европейских надежд» - недаром именно в указанный период (вторая половина 2000 годов) уровень «любви к СССР» был самым низким в истории страны. Однако последующие события – как все помнят – эту возможность полностью девальвировали.
Вначале в 2008 году – когда произошедший на Западе «банковский кризис», фактически, уничтожил там экономику в привычном для нас понимании. (В смысле – привел к ситуации, при которое единственным способом поддержания устойчивости общества стало накачивание экономики «пустыми деньгами». Т.е., раздувание финансового «суперпузыря».) Для России это означало «закрытие возможности» выхода на западный рынок, поскольку понятно, что в условии, когда одна сторона может до бесконечности (условной) кредитовать «своих», никакой «свободной конкуренции» быть не может. (Впрочем, помимо чисто финансовых были еще и административные инструменты – проявившиеся, скажем, в том же запрете на покупку «Опеля».)
Потом был 2014 с его падением рубля вдвое – приведшим, помимо «обычного» обеднения масс еще и к проблемам с кредитованием в западных банках. (Дававших много меньший процент, нежели банки российские.) Ну, и разумеется, с началом активной «санкционной войны», поставившей своей целью именно что закрытие возможности для России превратиться в «нормальную европейскую страну». Потом был «ковидный» 2020 с закрытием границ и запретом на посещение массовых мероприятий. (И немассовых – наподобие тех же ресторанов и клубов – тоже.) Ну, и наконец – известные события, начавшиеся 24 февраля, которые, собственно, и стали основанием для написания приводимого поста.
То есть, если подводить итоги, то можно сказать, что начиная с 2008 года жизнь «русского среднего класса» становилась все сложнее и сложнее. Впрочем, тут сразу же стоит сказать, что даже сейчас все еще не закончилось – и что в будущем… хотя нет, об этом говорить надо отдельно. В данном же посте стоит только указать на то, что описанный «принудительный дауншифтинг» среднего класса в реальности выглядит достаточно забавно на фоне того, что в этот «класс» даже в самое лучшее время входило не более 20% общества. Остальные же жили... ну, мягко сказать, намного менее успешно. И, например, в ту же вторую половину 2000 годов, когда молодые столичные айтишники радовались возможности выбирать новые машины и ездить на заграничные курорты, российские же педагоги (например) продолжали получать мизерную зарплату, которую едва хватало на жизнь. И вообще, реальное увеличение зарплат «бюджетников» произошло только в 2012 году – когда «вновь избранный» национальный лидер, наконец-то, поднял им оплату до более-менее «человеческого уровня».
То же самое можно сказать и про другие важные отрасли – скажем, про сельское хозяйство, в 2000 годах влекшее жалкое существование, и начавшее подниматься только с «третьим сроком», а главное – с началом «санкционных войн» в 2014 году. (Ну да, ну да: в приводимом посте написано про 200 видов европейского сыра, которые можно было с легкостью купить в конце 2000 годов – понятно, что отечественный продукт в подобном положении был никому не нужен.)
Впрочем, говорить о судьбе отечественного производства – которое как раз в период «торжества среднего класса» находилось в катастрофическом положении, часто заканчивающемся просто гибелью – надо говорить уже отдельно. Хотя, конечно, стоит понимать, что именно указанная «свобода потребления» со стороны 20% «вписавшихся в рынок» - которые потребляют 80% всех ресурсов – очень часто явилась причиной этого. И, например, успех «российских авиакомпаний» - которым так было принято гордиться еще недавно – является прямо связанным с фактическим убийством российского авиастроения. (Об этом уже писалось неоднократно, поэтому тут можно только еще раз указать на то, что связано это было с переходом на «лизинговую схему» работы, при которой «российские» формально самолеты оказывались зарегистрированными где-то на Багамах, и государство не получало от всего этого великолепия ни грамма налогов.)
Тут же стоит обратить внимание на несколько иное. А именно: на то, что в действительности под «средним классом» в России стоило с самого начала понимать не 2/3 населения – как это было принято считать в лучшие времена человечества. (В 1950-1980 годы.) А не более 20%, все же остальные могли с полным правом быть отнесенными к бедным. (Про менее 1% богатых, разумеется, умолчим по причине незначительной их численности.) А значит, можно сказать, что тот самый «дауншифтинг», о котором говориться выше, в реальности переносится обществом достаточно легко. И никаким «дауншифтингом» не воспринимается.
Поэтому то же начало «спецоперации», которое вызывало такой всплеск активности со стороны «русских европейцев» - вплоть до массового бегства из страны «неизвестно куда» - для основной массы населения оказалось малозначимым событием. Ну да: рубль в очередной раз упал, гречка в очередной раз подорожала, сахар на какое-то время исчезал – но это, если честно, события довольно ожидаемые. Поэтому, ИМХО, особой паники не возникло – если не считать раскрученные блогерами «дефициты» сахара и, почему-то, офисной бумаги.
Ну, а о том, что это значит, и как будут развиваться события с учетом этого, надо будет говорить уже отдельно…
P.S. Но все равно, забавно выглядит: как еще недавно отечественные антисоветчики "обсасывали" тему возросшего потребления, как гордились "дворами, заставленными иномарками", поездками в Турцию и Египет, ну и прочими "недоступными совку радостями". Не понимая, что это всего лишь временное положение, похожее на положение наследника, проматывающего родительские денежки. И что очень скоро - по историческим меркам - все изменится. И да: это "очень скоро" еще не наступило - сейчас так, только первые признаки появились. Дальше будет еще интереснее...
|
|
</> |
Современные комплексные IT решения для бизнеса: автоматизация и развитие
В России подорожает вся техника и электроника: Госдума приняла закон о
Как финансовые тревоги крадут наш сон: откровенный разговор о невидимом враге
Ярмарка "51 Российский Антикварный Салон & 11 Lifestyle Искусство интерьера".
1965: The Who выпустили дебютный студийный альбом My Generation
Китайский доллар провинции Гуанчжоу 1890 года продан за 1,14 млн долларов
АНЕКДОТЫ ПРО ИНОПЛАНЕТЯН
Мои модели. Главный калибр эсминца проекта 956. На подставке. Задняя сторона
Московские помойки

