Почему Россия не Европа - 2

топ 100 блогов anlazz11.04.2022 Итак, как было сказано в прошлом посте , Россия сформировалась в крайне неблагоприятных климатогеографических условиях - однако при этом ее обитатели испытывали гораздо меньшее демографическое и социальное давление. Поэтому, в отличие от "европейского котла" с (почти) завинченный крышкой, вечно переполненного людьми, наша страна вынуждена была "учиться жить" в условиях, когда каждый человек есть реальная ценность. Равно как реальная ценность есть все, созданное человеком - от гвоздя до избы - и все это надо сохранять как можно дольше.

А вот, например, умение договариваться и консервировать конфликты - столь важное в Европе - в России намного менее значимо. Просто потому, что тут можно просто уйти от неприятностей - в лес, в тайгу, в степь. На Дон - откуда, как известно "выдачи нет". Да, последнее есть не что иное, как необходимое дополнение "русской социосистемы", позволяющей ей стабильно существовать: наиболее "рьяные", опасные и не желающие жить как все личности не давились и уничтожались - как это принято в "цивилизованных странах". А банально выдавливались вовне, на "фронтир", где выполняли важную для страны роль - и при этом не мешали ее существованию.

Подобный тип взаимодействия с - простите за невольный каламбур - "неприятными типами" - так же является одним из важнейших механизмов стабилизации общества. Позволяющий обходиться без того уровня Инферно, который был присущ Европе вплоть до времен Великих Географических Открытий. (А точнее - вплоть до середины XIX столетия, когда стало возможным относительно дешево вывозить народ на другие континенты.) До этого же не только виселица и плаха были обязательным атрибутом каждого европейского города - от Испании до Польши. Но и уровень страдания низших слоев населения держался крайне высоким.

Проще говоря: было огромное количество нищих и деклассированных бедняков, живущих поденной работой и имеющих огромную вероятность умереть на следующий день - от голода или холода. (Про холод - в смысле, про его значение для европейцев - впрочем, надо будет говорить отдельно.) Нам, собственно, даже сейчас тяжело представить: какие это было массы населения, объединенные, кстати, в собственные "корпорации". Ну да, пресловутые "воры", как особый элемент "средневековой жизни", проникли не только в литературу, но и в компьютерные игры. Причем, не стоит считать их чисто придуманными существами - вроде драконов или магов. (Магов, впрочем, так же не стоит - но об этом так же будет сказано отдельно.) Нет, это реальная норма "городской жизни" средних веков.

В России этого не было - тут, в основном, "правили бал" мелкие воришки и разбойники, грабившие на дорогах. (Впрочем, последних так же было немного - потому, что траффик был низкий.) А вот мощного и "корпорированного" деструктивного класса, профессиональных люмпенов, не было вплоть до второй половины XIX столетия. Равно как не было до указанного периода и особой "корпорации нищих". (Именно поэтому в русской культуре вплоть до начала XX века сохранялось понятие "юродивых" - то есть, "святых оборванцев", пользующихся уважением.) И вообще, "русская преступность" до начала массовой модернизации (1850-1870 годов) в значительной мере носила "патриархальный характер", что позволяло обходиться практически без полиции. (Разумеется, формальное создание полицейских сил было положено петровской реформой - перенявшей эту структуру у Европы - но вплоть до указанного времени эта самая полиция была крайне немногочисленна.)

Именно поэтому "юридическая сфера" - это не самая развитая отрасль в нашей стране. В противовес Европе, и в особенности Британии - которая не только входит в европейский "замкнутый мир", но и сама по себе представляет собой "котел внутри котла". В смысле, ограниченный остров, покинуть который до самого последнего времени было довольно сложно. Посему уровень Инферно там был запредельный даже для указанного континента - знаменитые повешения детей за кражу хлеба для британцев были не просто чем-то обыденным, но являлись чуть ли не актами милосердия.

Разумеется, все это говориться не для того, чтобы показать, что в России было хорошо, а в Европе - плохо. Нет конечно, и в России до самого последнего (по историческим меркам) времени было плохо. (Хорошо жить тут начали только с 1950 годов.) Но вот природа этой "плохости" была различной. В том смысле, что в России, традиционно, "плохость" - т.е., проблемы для жизни людей - оказывалась экзогенной. Приходящей извне: плохая погода, скудная земля, набег кочевников, война с Европой и т.д. А вот в Европе большая часть бед носила эндогенный, внутренний характер. В том смысле, что происходила из-за того, что количество людей тут всегда превосходило возможности хорошей жизни.

Собственно, и мальтузианство - а это, между прочим, уже XVIII век - так же отсюда. Равно как отсюда и социал-дарвинизм, выступающий "внутренней идеологией" европейства. У нас же основная забота - это повышение уровня производительных сил, начиная с развития сельского хозяйства и заканчивая созданием системы массовой медицины и образования. (Да-да, воспроизводство рабочей силы - это важная часть общественного производства.) Которые по причине уже не раз упомянутой скудности ресурсов всегда были крайне слабы. Все же "культурологические смыслы" для России были всегда вторичными.

Даже марксизм - как не странно это покажется для многих - в Европе и России был воспринят совершенно по разному. В том смысле, что для Запада марксизм - это, прежде всего, идеология эмансипации. Идеология демонтажа установленных одним социальным слоем ограничений для других социальных слоев. (Недаром в последние полвека чуть ли не единственной европейской вариацией марксизма стал "культурный марксизм" - приведший к известным деструктивным событиям.) А вот для России...

А вот для России главным смыслом марксизма, ИМХО, стала идея о связи производительных сил и производственных отношений. С вытекающей отсюда необходимостью модернизации и того, и другого - иначе говоря, индустриализации. Недаром после победы марксистских сил именно индустриализация очень быстро вышла тут на первый план, отодвинув эмансипацию - включая и вопрос отношения народа к власти. (Собственно, известный конфликт троцкистов-сталинистов конца 1920 годов состоял именно в том, что важнее: эмансипация или модернизация. Победили - если кто помнит - сторонники модернизации.)

Впрочем, о разнице в "марксизмах" - и о социализме, который из них вытекает (точнее, о социализмах) - надо говорить уже отдельно. Тут же можно только сказать, что, в общем-то, как раз на уровне социализмов мы могли бы наблюдать "сходящиеся" типы обществ. В том смысле, что Россия в данном случае получает шанс преодолеть свою вечную "ресурсную недостаточность" - это, кстати, в значительном мере было сделано за советский период. Когда были разведаны и разработаны огромные запасы нефти, газа и редких металлов, что позволило решить огромное количество проблем. Начиная с транспортных: скажем, в условиях избытка углеводородов и электроэнергии имеется возможность соединить страну автомобильными, железнодорожными и авиационными маршрутами. И заканчивая сельскохозяйственные:  тот же газ - это потенциально дешевые удобрения со всеми вытекающими последствиями. (К сожалению, падение социализма произошло ранее, нежели открытые и разработанные месторождения смогли стать основой для российского благополучия  - но этот момент мы пока опустим.)

Что же касается Европы, то она в условиях социализма получила бы возможность "снятия крышки с котла" - в смысле, возможность вырваться за пределами узких "экологических ниш", в которых возможно благополучие, и обрести себе свободу перемещения по миру. Настоящую свободу, а не тот суррогат в виде двухнедельных путешествий, который дает современный мир. Впрочем, тут речь стоит вести не только про "горизонтальные движения" по земной поверхности, но и про возможности заниматься любым, а не только "прибыльным" делом. (Которое превращает западную жизнь в бесконечную "гонку по вертикали" - в смысле погоню за успехом.)

Ну, а наступление коммунизма - которым неизбежно заканчивается социалистический период - по-умолчанию уничтожил бы любые "цивилизационные различия". Впрочем, сейчас это уже несущественно: вопрос наступления не только коммунизма, но и социализма пока откладывается. А значит, мы вновь получаем (получили уже) совершенно различные "социальные организмы", с совершенно различными качествами. Которые невозможно не только "свести" друг к другу, но вообще затруднительно хоть как-то "синхронизировать". (В прошлом особо тесных связей не было: ну, продавали зерно и покупали ткани - но это касалось ничтожного количества людей.)

Поэтому текущий раскол - в том числе и в плане миропонимания - является неизбежным. Точнее, он и раньше был - в том смысле, что Европа никогда не понимала Россию, а Россия никогда не видела смыслы во многих европейских институтах, призванных обеспечить функционирование "кипящего котла" - но тогда было принято "хотя бы делать вид". Точнее - Россия делала вид, что понимает и принимает все европейские ценности. (Европа просто традиционно игнорировала нас.) Сейчас же все изменилось.

Но об этом, понятное дело, так же нужно писать отдельный пост...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну раз пошла такая пьянка, про пиар вузов мы почитали, про охрану лапающую студенток тоже. Давайте я вам еще кое что расскажу про СамГТУ. Расскажу, а потом, мы тут все умные собрались и образованные, подумаем как помочь студентам, а нас там 14000 ...
Очки-хамелеоны, купленные примерно полтора года назад на зенниоптикал, не оттираются как следует. Я пробовал разные спреи и т.д., но помогает плохо. А чем вы протираете ...
Я опаздывала на Болотную,чертовски опаздывала. Добралась до метро Октябрьская. Скачу как конь,то есть лошадь. Въезд на Большую Якиманку перекрыт транспортом. Прохожу через металлоискатели Когда ещё пройдёшься по пустой Большой ...
Блин, они там что, в Сочах все укуренные, вштыренные и торкнутые чтоле ? Чота они там квадратно-гнездовым уселись гадить. То Митька весь день корки мочил, то вот тетка Голодец геометрию обструкции подвергла, кабинеты ей видишь ли не такие, реформная промежность зачесалась, не иначе. ...
Уважаемые сообщники, А есть ли в вашей жизни что-то, что вы можете назвать с большой буквы? Ну вот как про кого-то могут сказать – он Человек. Или вот некоторые библию называют – Книга. У меня таких два. Река. Волга. Она не просто какая-то там река, она – Река, и никак иначе. Кто на ней ...