Конец "Империи Грез": почему кино должно уйти?

топ 100 блогов anlazz15.04.2022 В топе ЖЖ висит пост под душераздирающим названием: "Кино не будет!" В котором автор пророчит России катастрофу от прекращения показа американских фильмов. Да, именно так: "Эксперты прогнозируют, что к началу осени в России закроются более 60% кинотеатров, а к середине 2023 года - почти 90%. Огромный сегмент сверхприбыльного бизнеса будет стёрт с лица страны на фоне спецоперации в Украине и санкций Запада. Россия потеряет миллиарды долларов (в рублёвом эквиваленте)."

Если честно, то первой мыслью, возникшей у меня после этого, была мысль: "а что, у нас еще кинотеатры остались?" В том смысле, что после известных событий двух последних лет - а именно, коронавирусной эпидемии - во время которой развлекательный сектор был, в значительной мере, закрыт, мы практически свыклись с тем, что подобные заведения стоят закрытыми. И тут вдруг - "потеря сверхприбыльного бизнеса". Впрочем, оказалось, что отрасль, действительно, еще жива: в прошлом году, например, сборы кинотеатров составили 40 млрд. рублей.

Правда, это далеко не "миллиарды долларов" - как написано в приводимом посте. (При курсе доллара в 73 рубля приводимая сумма составит порядка 500 млрд. в американской валюте.) Причем, это именно сборы - т.е., общая выручка, половину которой надо отдать производителю фильмов. Так что в итоге доходы отрасли за прошлый год составили не более 250 млн. $. Поэтому можно сказать, что, говоря об "сверхприбыльности бизнеса" для нашей страны, автор поста ошибся.

Наоборот: кинопрокатчики давно уже плачутся о своем положении, поскольку арендные и прочие сборы все время растут, а количество зрителей падает. Самое же интересное тут то - что это общемировой процесс. Причем, в той же Америке кризис кинотеатров продолжается уже лет тридцать! (Об этом написано даже в приводимом материале: "Российские кинотеатры - это, наверное, единственный вид бизнеса, который какое-то время превосходил по качеству и комфорту американский. Многие эмигранты из России, попавшие в рядовой кинотеатр Нью-Йорка в 2000-х годах, чувствовали разочарование.") И хотя какое-то время казалось, что проблема имеет решение: в конце 1990 мировые кинотеатры начали массово переоснащаться на "круговой звук" и прочие "примочки" - включая многострадальное "3Д" (в который уже раз!) - но надолго этого не хватило.

В том смысле, что с конца 2000 годов кинематограф во всем мире находится в известной стагнации. И только особенность американской финансовой системы - буквально истекающей "халявными" деньгами - не дает ему отправиться туда, где данной отрасли сейчас самое место: в небытие. Да, именно так: последние лет десять "та самая" Фабрика Грез - которая рассматривалась, как абсолютное оружие много десятилетий - стала очевидно "лажать". Вначале через бесконечное производство "сиквелов" и "приквелов", а так же пересъемок старых франшиз. Потом же - в последнее время - через массовое внедрение "повесточки": всех этих "сильных независимых женщин", разнообразных "меньшинств", а так же превращение главных героев в закомплексованных нытиков с массой психических проблем.

Поэтому если бы не фантастические деньги, закачиваемые в отрасль, то она умерла бы лет пять назад! Впрочем, то же самое касается не только Голливуда, но и любых иных "кинематографов". И, скажем, про "российское кино" 99% комментаторов давно уже отзываются в одном-единственном тоне, именуя его не иначе, нежели "говном". В том смысле, что провалы отечественных киноделов давно уже стали такими привычными, что не вызывают даже отрицательных эмоций: ну не умеют в России снимать кино и играть в футбол, давайте примем это как данность.

Но вопрос о деградации "кинодела" - в смысле умения, а точнее неумения снимать фильмы - надо разбирать отдельно. Тут же стоит вернуться к кинотеатрам и кинопрокату - который начал деградировать еще раньше, нежели сами "кинофабрики". И указать на то, что данная ситуация, была, собственно, неизбежна: в том смысле, что появление массового "домашнего медиа" в виде того же телевидения, а потом и видео (кассетного и дискового), ну, и наконец, интернета обязательно должно было привести тут к кризису. И даже высокое качество "кинокартинки" по сравнению с телекартинкой тут было почти бессильно.

Потому, что в условиях "информационной перегрузки" - в том числе и в эмоциональной сфере - идея "специальных заведений для просмотра" оказывалась никому не нужной. (Это касается не только кинозалов - но и практически всей остальной сферы "массовых медиа", от соревнований до выставок.) Так что если что-то ту и должно нас удивлять - так это то, почему кинопрокат умудрился, все же, дожить до сегодняшнего дня. Пускай и постоянно стагнируя.

Впрочем, и в данном случае особой тайны нет: дело в том, что плане формирования потребности посещения  кинотеатров - в особенности российских - сами фильмы были глубоко вторичными. Первичным же было желание некоторой части населения устроить себе "красивую жизнь", создать некую иллюзию роскошного потребления. Да, именно так: кино в современном постсоветском - да и не постсоветском - мире позиционировалось, как определенная "претензия на роскошь", доступную каждому. На "красивую жизнь прошлого", где все беды проистекают только на киноэкране, а мы можем сидеть себе в кресле и жевать поп-корн.

Собственно, именно это - а вовсе не то, что происходило на киноэкране - и привлекало в кинотеатры зрителей. Тех, кто желал себя почувствовать "цивилизованным человеком" в том примитивном понимании, которое возникло в постсоветское время. Причем, поскольку в постсоветском мире это самое стремление было много выше, нежели в США или Европе, то тут данная отрасль находилась даже на некотором подъеме. (В то время как во всем остальном мире она - как уже было сказано - стагнирует очень давно.)

Но, рано или поздно, это время должно было закончится. И оно уже начало заканчиваться еще до пандемии - как уже говорилось, владельцы кинотеатров начали "жаловаться на жизнь" еще в 2018-2019 годах. (Формально наполнение касс тогда было еще высоким, однако рост его прекратился, что в условиях закредитованности бизнеса воспринимался, как тревожный сигнал.) Что же касается двух "коронавирусных лет", то они - как нетрудно догадаться - стали для индустрии роковыми. Так что считать, что с 24.02 началась "кинокатастрофа", в общем-то, смешно: текущие события лишь легли очередным этапом в сложный процесс "дегламуризации" социальной жизни.

То есть, перехода от залитой халявными деньгами "красивой жизни 2000 годов" (для всего остального мира 1990-2000 годов) к чему-то иному, более связанному с материальным производством. И в этом смысле не стоит особо волноваться по данному поводу: все равно когда-то это должно случиться. И уж конечно, не стоит оплакивать потерю кино - которое, фактически, давно уже явление прошлого, как и большая часть остальных "видов искусства", давно уже перешедших в "мемориальную фазу", но при этом все равно потребляющих финансирование. (Часто государственное.)

Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно...

P.S. Ну, а вообще жизнь смешно все это выглядит. В том смысле, что когда у нас в спешном порядке строили "торгово-развлекательные комплексы", уже было понятно, что это - прошлое. (По тем же США и Европе, где все это стагнировало с 2008 года.) Но нет, в данную отрасль продолжали вбухивать деньги! ("Халявные, конечно".) Впрочем, в хаотическом мире всегда так происходит, и страдать по поводу того, что "вместо этого надо было профинансировать чего-то полезное" тут бессмысленно: как уже говорилось, рынок и рациональность есть понятия несовместимые.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сейчас сезон засолки капусты. Недавно покупаю в магазине кочан, а меня мужчина спрашивает: Эта капуста подходит для засолки? Я подрастерялась, мол, а что какая-то не подходит? Рядом стояла, видимо, опытная и искушенная в этом смысле женщина, начала рассказывать, что не всякая подходит, эту ...
Он в том возрасте, когда пришедшая из Китая болезнь может легко избавить россиян от его следующих президентских сроков. И никакие скафандры ему не помогут. Хотя может оказаться, что у аппарата президента есть двойники Путина на все случаи жизни и смерти. Увидев фотку в Интернете не ...
1. Ра — один из самых могущественных богов из древних легенд, Бог Ра, является древнеегипетским божеством солнца . Чаще всего Ра изображали человека с головой сокола и солнечным диском наверху . Кроме того, вокруг диска сидела свернувшаяся спиралью змея. Другие формы включают ...
Интересная история. Мужчина, 50+, около 10 лет назад протезирован тазобедренный сустав по поводу асептического некроза головки бедренной кости. Второй сустав тоже протезирован, ещё раньше. Где-то месяц назад появилась боль в районе поясницы. Потом внезапно (называет день и час), опухло ...
Сегодня 22 июня - очередная годовщина начала войны. В связи с этим предлагаю вашему вниманию подборку фотографий из фотоальбома "Неизвестная Блокада. Ленинград 1941-1944". На них запечатлен Ленинград в первые месяцы войны - город и люди, ...