Фантастика, психология и будущее. В продолжение прошлых постов

топ 100 блогов anlazz18.04.2022 Теги: Ефремов Итак, как было сказано в прошлом посте, созданный Ефремовым образ коммунистического общества основывался на реальных основаниях. На основаниях тех локусов неотчужденных обществ, которые возникли в СССР – став, в свою очередь, развитием еще более ранних социальных моделей. Именно поэтому он – этот образ – оказался очень хорошо доступным для понимания окружающими, которые очень быстро превратили «Туманность Андромеды» в бестселлер. (В том смысле, что книга несколько раз переиздавалась – и все равно, была в дефиците.)

И это при том, что никакого особого «экшена» или каких-то интеллектуальных «загогулин» (игры сюжета, неожиданных решений) в «Туманности» не было. (Даже на уровне советской литературы того времени.) Скорее наоборот: книга была подчеркнуто «линейна» (не спасало даже наличие «двух линий» - земной и космической) и достаточно предсказуема. Да и герои – на первый взгляд – были описаны довольно упрощенно. (По крайней мере, по сравнению с теми нормами, что были в «большой» русской литературе: понятно, что 99,99% современного масслита на порядки примитивнее.) Но все это было не важно.

Потому, что важно было другое: то, что в данном произведении было показано, что может быть мир, в котором невозможно существование деструкторов. (То есть, тех, кто старается решать свои проблемы за счет общего блага.) Да, таковые были и в СССР 1950 годов – хотя, конечно, их было много меньше, нежели сейчас, однако тогда и это казалось слишком много. Более того: огромное число «обычных» людей – т.н. «обывателей» - не видели проблемы в том, чтобы иногда применять деструктивные тактики. (Разумеется, не слишком часто и не слишком крупно: ну, «взять» чего-то на работе, принять «подношения» - не слишком много и на не слишком ответственном деле – пустить «налево» ценный товар, прикрыть глаза на брак, ну и т.д., и т.п.) Все это считалось нормальным – если, как уже было сказано, не выходило за пределы «незначительности», за пределы возможности компенсации обществом: скажем, стройматериалы немного подворовывали, но дом все равно построили. (Вот если бы дома не было, то да, это ЧП.)

Однако и подобное «почти социалистическое» - а на самом деле совершенно капиталистическое – поведение оказывалось очень неприятным. Не в экономическом – как уже было сказано, советская экономика была сверхустойчивой (она и с тысячи раз большую деструкцию во время Перестройки выдерживала) – а в психологическом плане. Поскольку, volens nolens, требовалось сделать выбор: ты с «ними» - с теми, кто за личный успех, за «строительстве светлого будущего в одной отдельно взятой квартире и на одном отдельно взятом приусадебном участке, отгороженном от остального человечества колючей проволокой под напряжением» - или за тех, кто реально желает изменить историю человечества. И «Туманность» позволяла совершить этот шаг, она показывала, что «мир без мещанства» вполне возможен, что каждый может вести себя, как Дар Ветер – если захочет, конечно.

Именно поэтому данная книга не только оказалась воспринята огромной частью общества, но и породила множество повторений. То есть, множество «миров», в которых действовали бы люди, лишенные указанного выше «собственнического инстинкта», и при этом не ходили бы строем под руководством неких «комиссаров», а жили бы полнокровной жизнью. (В том числе и эротической.) Разумеется, наиболее ярким примером подобных «порожденных миров», выступает т.н. «мир братьев Стругацких» или «мир Полудня». (По названию известного произведения, описывающего подобное мироустройство.) Причем, сразу надо сказать, что братья – сами по себе – так же являлись «продуктом» указанных 1950 годов. То есть, реально видели те самые локусы коммунистического общества, которые, как уже было сказано, возникли в стране. (И, скажем, прототипом того же «Понедельника» стала реальная Пулковская обсерватория, в которой работал Аркадий Стругацкий.)

Однако сама идея некоего «деинфернированного мира», мира, в котором отсутствовало бы то огромное количество откровенной «дури», что имеется в окружающей реальности, было заимствовано именно у Ефремова. Правда, заимствовано несколько бездумно – в том смысле, что вместо тысяч лет, необходимых для постепенного снятия «слоев Инферно», которые отделяют «мир Туманности» от нас, Стругацкие оставили «жалкие» полторы сотни лет: их «Полдень» - как нетрудно догадаться из названия – разворачивается в 22 столетии. Но сути это не меняет, поскольку, по сути, это та же самая «реальность без деструкторов», в которой хотелось бы жить и работать каждому нормальному человеку. А вот «ненормальному» - то есть, тому, кто ориентирован исключительно на личный успех за общественный счет – как не удивительно, не понравилось бы. Что подтверждает огромное количество «полемических» по отношению к Стругацким произведений, появившихся после гибели СССР.

Впрочем, в данном случае нас интересует не столько вопрос генезиса советской фантастики – о котором, понятное дело, надо говорить уже отдельно. А тот момент, что в основании огромной ее части – не только Ефремова или Стругацких, разумеется (можно привести того же Булычева) – лежали вполне конкретные представления о мире и о его развитии. Конкретно же: возможность «очищения» человеческой психики, поставленной в определенные социальные условия, возможность массового отказа от деструктивных практик, причем, отказа не только добровольного, но и устойчивого. (В том смысле, что оказавшись в некоем другом мире представитель «Полудня» продолжает демонстрировать свойства коммунара, а способности «сволочи» может проявлять только посредством большого психического напряжения – как, например, показано в «Трудно быть богом».)

Надо ли говорить о том, что подобная идея является полностью противоположной «общепринятой» - в рамках нашего мира – концепции, согласно которой человек есть похотливое и жадное животное, которое можно загнать в какие-то рамки только путем жестких физических или психологических репрессий. Именно отсюда, кстати, вытекает известное понимание «коммунизма», как общества крайне репрессивного – начиная с антибольшевистских агиток времен Гражданской войны и заканчивая современным антикоммунизмом. Потому, что для людей, находящихся в рамках указанных выше представлений, невозможно поверить в то, что кто-то может отказаться от деструктивных тактик без наличия «сзади» комиссаров с заградотрядами. (Кстати, и первое, и второе – это чисто европейские изобретения, перенятые советскими «западниками».)

В то время, как «у нас» существует определенный слой людей, который уверен в том, что «иной мир» - то есть, мир, в котором «сволочей» бы не возникало вообще – вполне возможен, и более того, вероятен. И «мир Будущего» для России – это не столько мир активного научно-технического прогресса, как это принято для Запада. (Хотя и последнее так же наличествует.) Сколько мир активного «психико-социального» улучшения человека, превращения его в добрую, умную, физически развитую и психологически устойчивую личность. (То есть, в то, что, собственно, и сформулировал Ефремов в качестве цели человеческой эволюции.) И эта разница прекрасно видна до сих пор – хотя, казалось бы, три десятилетия непрерывной деградации должны привести к обратному! Но многе жители России продолжают верить в то, что «происходящее» - это не более, чем «зигзаг истории», что это наносное, которое пройдет, и люди вернуться в свое «настоящее», доброе состояние.

Причем, парадоксальным образом, они применяют подобное утверждение к любым переменам – скажем, даже текущие события трактуются многими именно в подобном ключе. Однако о последнем – а так же о том, насколько реальны подобные ожидания – надо говорить уже отдельно. Тут же, завершая поставленную тему, стоит только сказать, что указанные представления о возможности светлого будущего, присущие нашему обществу, на порядок перевешивают все те деструктивные качества, которыми обладает российская власть. По крайней мере, в идеологическом плане – потому, что, как уже было сказано, в России «властная идеология» всегда воспринималась как обман. А «настоящие» представления общества были связаны с совершенно иным.

Оставить комментарий

Посты по теме:
  1. Михаил Ефремов попросил Верховный суд снизить срок наказания за смертельное ДТП  vokrug.tv
  2. Михаил Ефремов высказался о спецоперации на Украине  Московский Комсомолец
  3. Михаил Ефремов похудел и выступает за спецоперацию  Комсомольская правда
  4. Михаил Ефремов объяснил, почему поддержал спецоперацию России на Украине  «53 новости»
  5. Михаил Ефремов из колонии поддержал спецоперацию на Украине  Накануне.RU
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
  1. Сестра Михаила Ефремова призналась, что рада тюремному заключению брата  vokrug.tv
  2. Михаил Ефремов в колонии поправился, много читает и шьет: «Мишка звонит из отряда раз в неделю. Он спокоен и выдержан!»  Комсомольская правда
  3. Даже поправился: чем занимается Михаил Ефремов в колонии  TELEPROGRAMMA.PRO
  4. Стало известно, чем Ефремов занимается в колонии  ИА Бел.Ру
  5. Сестра Михаила Ефремова призналась, что рада его тюремному заключению  Московский Комсомолец
  6. Посмотреть в приложении "Google Новости"
Генерал Виталий Ефремов встретился с читателями библиотеки в Любимовке (ВИДЕО)  СТВ Севастополь
Архив записей в блогах:
Я много раз писал, что по редакционной политике американкских СМИ можно судить о ходе схватки под ковром американских бульдогов питбулей и судя по сегодняшним передачам в США если м не отстранили от власти Бастинду, великую и ужасную, то сильно ограничили ее возможность влиять и по ...
"Весь вред от старушек!" Родион Раскольников Духовные чада Родиона вашего и нашего Раскольникова, передовой отряд гибридной медиа-агрессии Путина, пытаются очернить и оклеветать лучшую старушку планеты, бабушку всех демократических геев в кружевных трусах и бородатых онижедетей в ...
4 октября 2014 года навсегда останется одним из самых черных дней в спартаковской истории. Сегодня в четыре утра не стало Фёдора Черенкова… Невозможно понять, почему так внезапно уходят великие люди. Это невосполнимая потеря, и сложно подобрать какие-то слова, чтобы описать горечь ...
via Ну хуй ...
- Русский мир - это все поколения наших предков и наши потомки, которые будут жить после нас. Русский мир - это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, современная Россия, которая возвращается, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава. ...
  • Nata27Best : RT @veskii4571: Художник Алексей Ефремов https://t.co/NbuLS8zYH0

  • katysway323 : @voruy_ubivay хахаха пьяный михаил ефремов)))

  • m069bXhr3Uvr2rZ : @vonSchlosser @VtorojM @Lishenez1 Кстати Ефремов, высказался в поддержку спецоперации