Про спор «О Святых местах».
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак, началось все аж в 1535 году. Именно тогда король Франции Франциск I заключил с султаном Сулейманом Великолепным договор против Карла V, императора Священной Римской империи. Договор этот был осужден почти всей Европой, он вообще считался каким-то актом антихриста со стороны короля, чьи предки усиленно участвовали в Кресотвых походах. Но речь у нас не об этом. В том договоре были помимо союза прописаны всякого рода коммерческие, судебные и религиозные соглашения, и при этом все католики, находящиеся на территории Османской Империи, были отданы под суд и защиту французского короля.
Надо сказать, что эти соглашения раз за разом перезаключались (кроме краткого периода во времена молодого Людовика XIV и обороны Кандии), с 1536 по 1740 годы, и далее, до Французской революции.
Ну а потом произошло следующее. В 1798 году Наполеон Бонапарт высадился в Египте оказалось для турок сродни грому среди ясного неба. И естественно, все привилегии с Франции в этом вопросе были сняты. И отданы России, которая теперь вместо Франции защищала всех христиан в Палестине и соответственно имела ключи от храма Гоподня.
Надо сказать, что уже в 1815 году восстановленная монархия Бурбонов подняла вопрос о том, чтобы вернуть состояние со Святыми Местами к исходному. Но после резкого «нет» со стороны Александра I более особо не настаивала – не та весовая категория была у Франции, чтобы бодаться с Россией.
Следующая попытка вернуть положение в исходное была предпринята в 1830 году Луи-Филиппом, турки ужом вертелись между Россией и Францией, но видя, что французы поддерживают сепаратистски настроенный Египет и недавно сыграли ключевую роль в получении независимости Греции (и кроме того – имея под боком русских, которые совсем недавно в лице Дибича доказали, что вполне себе могут дойти до Константинополя) – опять ограничились отказом.
Нет, французы пробовали присылать свой флот и в 1830-м, и в 1833-м, но все эти приходы сразу же купировались англичанами, австрийцами и русскими, которые в свою очередь присылали свои флоты, и французы сразу же отказывались от всяких ультиматумов Турции, ибо могло выйти себе дороже.
И вот в 1852 году получилась ситуация следующая. У англичан – правительственный кризис. Русские заняты подавлением остатков Весны Народов в Европе. Австрия после Венгерского восстания и итальянской революции еле-еле приходит в себя. И получилось, что угрозу французского флота купировать нечем. Как только небольшая эскадра французов оказалась у Чанак-Кале, султан согласился – хрен с вами, пусть вы будете главными вместо русских в Иерусалиме.
Для меня знаковым оказалось именно то, что у Франции права на Святые Места были гораздо древнее, и что предъявляя туркам, они вполне были в своем праве. У нас в литературе это обычно преподносят совершенно обратным образом.
![Про спор «О Святых местах». Про спор «О Святых местах».](/images/main/pro-spor-o-svyatih-mestah-c48090.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Nikita_Pustosviat._Dispute_on_the_Confession_of_Faith.jpg/1024px-Nikita_Pustosviat._Dispute_on_the_Confession_of_Faith.jpg)
|
</> |