Про книжку Тары Вестовер «Ученица»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Прочитала тут книжку Тары Вестовер «Ученица». Офигела, и это ещё слабо сказано. ИМХО, читатели этой книги разделятся ровно на две категории: те, кто, как и я, офигеет от узнавания и тех, кто скажет, что так просто не бывает. Но, увы, книга автобиографична.
Вводная: ГГ младшая дочь из семьи мормонов, в который отец религиозный фанатик, имеющий явное психиатрическое заболевание, и мать, полностью подчинившаяся отцу. Семья постоянно готовится к концу света, даже в самых тяжелых случаях, за парой исключений, не пользуется медицинской помощью, дети не ходят в школу и не имеют свидетельств о рождении. Мать работает повитухой и продаёт домашнего производства масла, ими же лечит всех заболевших. В том числе, тяжелые черепно-мозговые травмы и ожоги — а всё это случается довольно часто, так как понятия техники безопасности там нет в принципе.
Один из братьев ГГ — садист и психопат, от его действий пострадала не только ГГ, но и её сестра и как минимум один из братьев. ГГ работает с отцом на свалке, её будущее - повторение судьбы матери. Но она умудряется самостоятельно подготовиться к экзаменам в колледж, становится одной из лучших студенток, затем учится в Кембридже, получает докторскую степень, в общем всё зашибись.
Но книга не об этом, а о том, как ГГ, уже будучи очень образованным и независимым человеком, продолжает быть то самой младшей дочерью в родительской семье. Она не работает на свалке, но в остальном — все то же самое. Она постоянно возвращается и получает порцию издевательств от брата и неодобрения от родителей. Разрыв происходит со стороны семьи: её сестра просит ГГ подтвердить родителям, что старший брат садист. ГГ подтверждает и родители её прогоняют, а брат при них же угрожает её убить. Даже после этого ГГ пытается помириться с семьёй, на это не идут сами родители: они требуют физического возвращения и полного подчинения.
Для чего стоит читать эту довольно тяжелую и, что уж там, не особо хорошо написанную книгу? Если убрать религию и культуру мормонов, то же самое вы можете увидеть за дверями соседской квартиры, а если совсем не повезёт, то и у себя дома. С некоторыми нюансами, но схема та же самая. Что вы поймёте, прочитав книгу?
- Почему жертва не уходит от садиста. Почему, даже будучи взрослым и независимым человеком, не может сказать: «со мной так нельзя» и уйти.
- Почему жертве часто не верят. Очень тонко прописан механизм подмены воспоминаний: порой ГГ верит своим воспоминаниям про побои только когда это же подтверждает кто-то посторонний. Если таких подтверждений нет, она искренне начинает считать, что ей показалась и она всё выдумала.
- Насильник и свидетели всегда говорят: «Ты лжёшь, этого не было». Свидетели — это самые близкие люди, между прочим.
- Свидетели тоже чувствуют себя в опасности и видят единственный для себя выход — солидарность с насильником. Сначала они покупают себе таким образом безопасность, а потом начинают искренне верить в то, что жертва лжет. Так срабатывают ментальные защиты. Вариант: она сама спровоцировала, а он её остановил-наказал-научил жизни.
- Почему жертва не обращается за помощью к людям извне, а если её кто-то предлагает помощь, не принимает? Тут три аспекта: (1) Знакомые занимают позицию «Это семейное дело», (2) Незнакомые не верят своим глазам и ушам, (3) Жертве мучительно стыдно, она искренне считает себя виноватой. В итоге сама жертва убеждает внешнего свидетеля, что ему показалось, а если он ей не верит, то порывает с ним.
- Почему жертва не уходит совсем? Потому что с детства для неё мир делился на своих (семью) и врагов — всех остальных. Недоверие к внешнему миру и потребность в защите-семье зашита в настройки. Парадокс, да. Именно поэтому, ГГ явно преувеличивает, когда говорит, что стала полностью независимой от семьи. По тексту очень видно, что это не так.
- Один из самых ярких маркёров дисфункциональной семьи — условная любовь родителя к ребёнку. Ну и одного супруга к другому, но это не так драматично. «Я тебя люблю, если ты...до тех пор пока ты...» Потребность в родительской любви — базовая потребность ребёнка, между прочим. Такой ребёнок будет всегда и везде ожидать, что его в любой момент могут прогнать, потому что он не соответствует. В итоге он будет прятаться от каждого, кто обратит на него внимание, боясь разоблачения. Даже от профессора, предлагающего стипендию и стажировку. Другая сторона такой условной любви: уверенность уже взрослого ребёнка в том, что любовь родителя можно заслужить, если вести себя хорошо. Следующий шаг: меня отвергли, значит, я плохой. Это, напоминаю, мысли вполне взрослого человека.
- В итоге, взрослый и независимый человек, в ситуации реальной угрозы жизни, подвергаясь насилию, (1) извиняется, чувствует, что сам виноват,(2) объясняет случайному свидетелю, что ничего не было, позже отказывается от предложенной помощи и разрывает с ним отношения, (3) тут же начинает сомневаться в собственных воспоминаниях, (4) продолжает общаться со всеми участниками, в том числе, с насильником. При следующей встрече едет с ним вдвоём на прогулку и опять подвергается насилию. (5) Снова и снова пытается восстановить отношения со свидетелями — родителям.
Собственно, ценность книги именно в этом: автор методично описывает все эти механизмы, объясняя, почему она поступала и реагировала именно так. И это такой понятный и универсальный алгоритм: как жертва взаимодействует с насильником, как поступают свидетели-близкие, как поступают свидетели внешние, почему жертва в итоге не принимает помощь и оказывается одна. Концовка, кстати, вполне позитивная, с одним но: автор не кажется окончательно вырвавшейся, свободной женщиной, способной противостоять насилию. Далеко нет. Она живёт одновременно в двух мирах: один — мир университетов и академического успеха, другой — мир её семьи, способный в любой момент макнуть её лицом в унитаз.
В общем, читать всем, хотя бы для того, чтобы не повторять вот это идиотское: «Захотела бы — ушла, не уходит, значит её всё устраивает».
|
</> |