рейтинг блогов

Бессамолётникам - о вертолётах

топ 100 блогов urb_a03.11.2018 Вчера в коментах получился доставляющий спор со свидомым персонажем-технофилом, назовём его условно Кузей за особую мужскую любовь к российскому крейсеру-тёзке. Спорили о фейковом(ага) и невозможном(щаз) перспективном камовском вертолёте. В ожидании новых лулзов рискну поднять тему в пост. Вантуз и хардкор под катом. Софткор без.

Сразу скажу: по профессии я не авиаконструктор. Отец-хаёвец, авиамоделизм, хабр, forum.rcdesign.ru, FlowVision и всё такое не в счёт. Зато я биолог и, надеюсь, как никто смогу объяснить жывотным. Смотрите:

Проектов неприлично скоростных машин на самом деле не один, а минимум два, транспортный и ударный:
Бессамолётникам - о вертолётах

А кроме них, прилично скоростной проект:
Бессамолётникам - о вертолётах
Так что камовцы давно в теме.

Давайте разберёмся, что же делает заявленную скорость 700 км/ч недоступной(c) для вертолёта. Когда вертолёт движется поступательно, то лопасти, идущие навстречу потоку (наступающие) и по потоку (отступающие) обтекаются по-разному. Чтобы выровнять подъёмную силу и тем самым исключить крен вертолёта, отступающие приходится устанавливать под бОльшим углом атаки, чем наступающие. Это называется управление циклическим шагом несущего винта. При этом получается такая картина обтекания с "плохими" зонами:
Бессамолётникам - о вертолётах

А именно:

1) Конец наступающей лопасти, окружная скорость которого суммируется со скоростью вертолёта, обтекается воздухом с около- или сверхзвуковой скоростью. Возникают скачки уплотнения воздуха (зона волнового кризиса), что резко увеличивает сопротивление и уменьшает подъёмную силу участка лопасти, а также создаёт жуткий шум. Поэтому скорость вращения винта должна быть такой, чтобы сумма (окружная скорость + скорость вертолёта) не (сильно) превышала скорость звука. Запомним это ограничение.

2) Корневая часть отступающей лопасти обтекается задом наперёд (скорость вертолёта больше окружной скорости лопасти на малом удалении от оси). Этот участок не создаёт подъёмной силы (даже создаёт отрицательную). Чем больше скорость вертолёта - тем больше эта зона.

3) Угол атаки отступающей лопасти нельзя увеличивать очень сильно, потому что при достижении некоторого значения наступает срыв потока (завихрения над лопастью) и формируется соответствующая зона, в которой лопасть тоже создаёт пониженную подъёмную силу. А раз нельзя добавить подъёмной силы отступающей лопасти, то способ избежать крена - уменьшить угол атаки наступающей лопасти, тем самым уменьшив тягу винта (и предельную взлётную массу вертолёта).

В общем, аэродинамические проблемы проистекают из разной картины обтекания наступающих и отступающих лопастей и усугубляются при увеличении скорости машины. При скорости вертолёта 700 км/ч векторная разность получается 1400 км/ч - это больше скорости звука! - а поскольку скорость наступающей лопасти ограничена скоростью звука - вся(!) отступающая лопасть оказывается в зоне обратного обтекания. В таких условиях выровнять подъёмную силу лопастей по разные стороны плоскости симметрии вертолёта традиционным способом (увеличение шага отступающей, уменьшение шага наступающей) невозможно.

Есть ли выход? Да, и не один. Известны по крайней мере два - и оба опробованы на летающих прототипах. На сегодня со скоростью порядка 500 км/ч летали лишь две машины с горизонтальными винтами - и они как раз демонстрируют оба подхода.

Аппарат Sikorsky X2 - двухвинтовой. Вращаясь в противоположных направлениях, винты создают симметричную тягу, хотя тяга каждого может быть асимметрична.
Бессамолётникам - о вертолётах

Аппарат Eurocopter X3 - крылатый, с развитым горизонтальным оперением. Это почти самолёт. При больших скоростях подъёмную силу развивают крылья, а тягу несущего винта можно уменьшить почти до нуля. Преимущество "европейского" подхода перед "американским" - что при нулевой тяге несущего винта нет асимметричных нагрузок на вал.
Бессамолётникам - о вертолётах

А теперь посмотрите ещё раз на перспективный Камов - и усвойте, что он сочетает оба подхода: 2 винта и крылья!
Бессамолётникам - о вертолётах

При скорости 700 не думайте о нём как о вертолёте: это турбореактивный самолёт схемы утка. Винты ему на таких скоростях не нужны. У многовинтовых беспилотников и прототипов летающих такси по достижении "самолётных" скоростей винты останавливают в положении вдоль потока:
Бессамолётникам - о вертолётах

У "Ка" их остановить нельзя: лопасти слишком велики и не ломаются встречным потоком только благодаря центробежной силе. В самолётном режиме винты - балласт и аэродинамический тормоз. Зато машина двухвинтовой схемы должна очень уверенно чувствовать себя в переходных режимах и выдавать чудеса пилотажа.

/Так что полетит - если будет нужен. А название этому "Ка" можно дать Каа - в честь удава, гипнотизировавшего бандерлогов.
Бессамолётникам - о вертолётах

//Свидомые скептики, скачите:
Бессамолётникам - о вертолётах

Укры умеют в самолёты!
Бессамолётникам - о вертолётах

Наши предки дали миру крылья!
Бессамолётникам - о вертолётах

Антонов велик! велИк!
Бессамолётникам - о вертолётах

Мы достойны!
Бессамолётникам - о вертолётах

Обязательно вспомним!
Бессамолётникам - о вертолётах

ОЙ!!! Шоцэ просвистело???
Бессамолётникам - о вертолётах

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Барса – Реал Бетис 5:0 Барса – Реал Мадрид 5:0 Барса – Реал Эспаньол 5:1 Барса – Реал Сосьедад 5:0 Барса – Реал Расинг - 23 января Барса – Реал Спортинг Хихон - 13 февраля Барса – Реал Мальорка - 27 февраля Барса – Реал Сарагоса - 6 ...
Мужчины частенько признаются, что ходят к проституткам исключительно из-за желания получить что-нибудь «эдакое», на что обычная женщина не способна. Особенно этим грешат женатые – они объявляют поход к проститутке возможностью получить секс, который нельзя получить дома. Тем ...
Выступление при получении премии имени Владислава Листьева "Большое спасибо, Анатолий Григорьевич, Владимир Владимирович. Премия профессиональная, и я разделяю ее с коллегами, которые здесь сидят. Володя Каптур не подъехал, но должен ...
На Перемогах http://peremogi.livejournal.com/19163068.html примечательное мнение главреда одесского "Таймера" о проваленной информационной работе по Украине. Там по ссылке некоторые возмущаются, как так - какой-то одессит там учит информационной политике, но на деле Ткачев просто чуть ...
Ген рабства. Корпорация IBM. Я повидал немало феерического корпоративного идиотизма, но я не предстравляю как можно работать в ТАКОМ месте. Email about Ginni's visit to Austin site: From: Laurie Parko/Indianapolis/IBM To: Austin MCC ALL Cc: Austin MCC Executives, Rachael ...