Про барбешопы, компьютерные игры и отчуждение

Разумеется, под "коммунизмом" сабж подразумевал советский социализм. (Понятно, что никакого коммунизма в истории еще не было.) Который, с его точки зрения, "не давал" людям посещать барбешопы, красить фигурки для "Вархаммера" и играть в компьютерные игры. Разумеется, с точки зрения любого знающего человека все это - бред. Потому, что пресловутые "барбешопы" - это банальные парикмахерские, которых в СССР было море, и которые практически все посещали. Сейчас, кстати, меньше это делают - потому, что модной стала прическа "бритая голова", которую можно делать самому при помощи электробритвы. В СССР же каких-нибудь 1970-80 годов подобный способ стрижки волос мало кто выбирал, и поэтому раз в месяц, но посещал "цырюльню". В которых, кстати, всегда висели фотографии различных артистов и певцов с пышными укладками, а в прейскуранте была графа "модельная стрижка" - то есть, подобные вещи делать советские парикмахеры должны были уметь.
Другое дело, что любителей подобных вещей было немного. Но об этом будет чуть ниже. Пока же можно отметить то, что считать "барбешопы" каким-то верхом "сибаритства" смешно. (Кстати, и бороды с усами в парикмахерсткой реально подравнивали - во времена, когда последние были модными.) Что же касается "фигурок Вархаммера", то с ними, действительно, были проблемы. По той простой причине, что данная ролевая игра - как и другие ролевые игры - на просторе нашей страны не имели популярности. Так они и на Западе получили массовость только во второй половине 1980 годов - до этого данные моменты были, мягко сказать, крайне маргинальны. Но вот коллекционирование тех же солдатиков - причем, часто именно раскрашенных - в стране вполне было. (Понятно, что не массово - но оно и сейчас удел немногих.)
А вот коллекционирование марок, значков или открыток было реально массовым. Даже соответствующие организации были - филателистов, фалеристов и т.д. То есть, считать, что в советское время массы были забитыми и тратили время только на работу и семью, было бы просто смешно. То же самое стоит сказать и про игры: да, компьютерных игр не было по причине отсутствия массовых бытовых компьютеров. (Об причинах этого будет сказано чуть ниже.) Но вот разнообразные шахматы, шашки, нарды и домино - были всегда и везде. И никто не говорил мужикам, забивающим "козла" во дворе, что они инфантильны. (Хотя, конечно, даже тогда было понятно, что это совершенно бессмысленное занятие.)
Да и вообще, с тем, что касалось хобби, в СССР было довольно неплохо. Потому, что практически все области подобных занятий там более-менее удовлетворялись. Даже яхтинг, как таковой, наличествовал практически в любом крупном городе, стоящем на море или крупной реке. (Разумеется, яхтинг спортивный - то есть, не кидание пальцев на борту какого нибудь "крейсера", а управление парусным кораблем, дающее множество острых ощущений.) И советские граждане всеми этими возможностями активно пользовались - ну, разумеется, если учитывать то, что значительная часть их имело деревенское происхождение. (И поэтому вместо велосипедных походов, занятий живописью, резьбой по дереву и бальных танцев занималось выращивание товарного количества овощей и фруктов на собственных огородах, а затем консервированием всей этой массы на зиму - потому, что летом съесть невозможно.)
И понятно, что никто все это "инфантильным" не считал. Равно как не считал "инфантильным" посещение парикмахерской - наоборот, это если кто не стригся-не брился, воспринимался странным. (Например, к хиппи это относилось. Кстати, последние так же в СССР наличествовали - и даже в немалом количестве.) Однако одно серьезное отличие с современностью в советское время все же было. (То самое, ради которого, собственно, и написан данный пост.) Дело в том, что все указанное - в смысле, разнообразные хобби, от собирания марок до яхтинга - предполагали, что "витальные", базовые потребности в данном положении уже наличествуют.
Например, в том смысле, что занимающийся, скажем, собиранием марок субъект имеет постоянную работу, жилье, а желательно еще и семью. Потому, что именно данное наличие позволяет надеяться на то, что будет существовать общество - главное условие человеческого выживания. Да, именно так: если общество не сможет существовать вообще (субъект не работает, т.е., не выполняет общественно важных дел) или не сможет воспроизводиться (субъект не создает семью), то этот субъект очень скоро потеряет саму возможность существования. Потому, что один, как "вещь в себе", он просто не выживет.
То есть, "советский принцип" состоял в том, что в начале необходимо обеспечить "социальный базис" - а затем уж и все остальное. Именно поэтому, например, производство "товаров для хобби" происходило только после закрытия основных проблем: скажем, пока не нашли в стране "большую нефть" и не начали ее перерабатывать, выпуск личных автомобилей был минимален. (На самом деле, кстати, с ними, все же, умудрились "фальстартнуть": начать выпускать в условиях, когда ни СТО, ни свободного наличия "расходников" - тех же шин - а часто и ни дорог еще не было.) То же самое можно сказать и про "бытовые компьютеры": массово выпускать подобные устройства смогли лишь в середине 1980 годов, когда было налажено производство микросхем высокой степени интеграции. (На "мелкой логике" данные аппараты получались бы дорогие и ненадежные.) А само налаживание производства СБИС. в свою очередь, стало возможным только тогда, когда было налажено производство оборудования для данной задачи.
Поэтому да, "компьютерные игры" стали доступными советским людям только к концу 1980 годов, тогда, как на Западе этот вид времяпровождения возник лет на десять раньше. (Если брать консоли и аркадные автоматы.) Но была ли иная возможность? Разумеется, можно было бы вслед за Фритцморгеном сказать, что "капитализм решил бы данную проблему за счет закупок компьютеров извне". Однако на самом деле это не так: дело в том, что закупить чего-то "вовне" можно было только после того, как в это "вовне" чего-то продашь. (Возможно еще покупать за "кредиты МВФ" - но данный путь даже Фритц не упоминает. Потому, что деструктивные последствия его очевидны даже для закапиталистов.) А продавать на Запад СССР легко мог только нефть и газ - рынок товаров "высокой прибавочной стоимости" был для него закрыт. Однако "углеводородное топливо" было нужно и внутри страны для имеющейся промышленности - так что и этот путь был крайне ограничен.
То есть, альтернативы было две: или осваивать производство собственных компьютеров - со всеми вытекающими последствиями. Или же "идти сдаваться" - вплоть до принятия "помощи МВФ" и фактической потери суверенитета. Для "классического" советского человека данное решение, разумеется, не годилось - для него было естественным "подождать" с получение "дополнительных благ". Однако "позднесоветский человек" мыслил уже по другому, и ... ну, думаю, дальше говорить не надо, это уже совершенно иная тема.
Тут же, завершая сказанное, можно только сказать, что повел себя этот позднесоветский человек - выбравший "обмен независимости на ништяки" в виде "видаков", жвачки и тех же компьютерных игр вместе с компьютерами как раз так, как обычно ведут себя рабы и крепостные. То есть, лица, для коих понятие ответственности за свои действия - которая, в свою очередь, есть неотъемлемая часть того, что принято называть "свободой" - фактически отсутствует. (Раб не отвечает за то, что сделал - он лишь получает поощрение или наказание от хозяина. Поэтому он и называется instrumentum vokale - говорящим орудием - так как является лишь орудием в руках "настоящего человека".) Такие люди, да, всегда - при наличии возможности - выберут приоритетом игру, отдых вместо работы. (Даже очень необходимой.) В современном же мире данное положение усилилось многократно - настолько, что можно говорить об "абсолютном отчуждении" людей от труда, сравнимым с рабским. (Современный человек так же не думает о выполняемой работе - а думает лишь о том, чтобы угодить начальству, которое заменило хозяев.)
Самое же забавное тут - то, что и начальники, по существу, так же отчуждены. Поэтому тех, кто думает "о делах", почти не осталось. Результат: колоссальное развитие сферы развлечений и удовольствий при деградации сферы базового производства. И если бы не китайцы и прочие "восточноазиатские народы", которые, судя по всему, отличаются в указанном плане, а так же если бы не огромные "запасы прочности", сделанные в прошлом, то пресловутое "человечество", думаю, недолго бы прожило. Впрочем, и так... но это уже тема совершенно иного разговора.
P.S. И да, еще о забавном: удивительно - а точнее, совершенно не удивительно - но у украинских антисоветчиков такие же "аргументы и факты", что и у антисоветчиков российских. И, например, они приводят в качестве иллюстрации "процветания Украины" то, что "кафешки работают и посетители в них сидят", ну и т.д. (Скажем, бутики с товарами в Киеве или Харькове.) То есть, то, что экономика страны рухнула наполовину как минимум, то, что базовые отрасли - скажем, энергетика - еле функционируют, а та же металлургия вообще уничтожено - все это неважно. А вот кафешки и барбешопы - это да! И фигурки по "Вархаммеру", наверное, активно раскрашиваются. (Ну, а что - сдохнуть под Артемовском есть удел быдла. А "настоящие люди" - умные, инициативные, талантливые - они дома сидят, фигурки красят. И в компьютерные игры играют крайне активно - а иногда даже их пишут. И в барбешопы ходят - в парикмахерские ведь западло, там "совок".)
|
</> |