Пример фокуса

Вот такое вот видео подсунул мне Ютуб. Видео свеженькое, и в контексте некоторых современных событий, а также особенностей вашего покорного слуги, весьма любопытное.
Прежде всего про любовь к авиации. Справедливости ради, учитывая количество произведенных и эксплуатировавшихся МиГ-21, индийские потери нельзя назвать чем-то экстраординарным. Давайте сравним несколько самолетов. Первым у нас будет Ф-5, самолет легендарный и вне всякого сомнения, великолепный. Из самолетов 3-го поколения, наверное - это один из самых лучших. Всего произведено 2423. Вот что пишет о потерях Википедия:
Аварии и катастрофы
Самый трагический инцидент в истории с участием F-5 произошёл в 1981 году в Турции, тогда пилот истребителя F-5A «Фридом Файтер» ВВС Турции Изб Мустафа Озкан не справился с управлением и его «Фридом Файтер» рухнул на постройки в районе города Кыркларели, в результате катастрофы погибло 66 человек, ещё 72 получили ранения различной степени тяжести[94].
Точное количество потерь F-5 остаётся неизвестным. По известным данным разбилось не менее 300 самолётов, но это без учёта около 200 F-5 потерянных ВВС Южного Вьетнама.[95]
28 февраля 1977 года в ходе учебного воздушного боя между истребителями F-5E и новейшим F-15A, «Тигр» случайно протаранил своего оппонента. Пилот F-15 катапультировался, F-5 с повреждениями смог совершить посадку[96].
7 апреля 2021 года в ходе тренировочного полёта NF-5 ВВС Турции потерпел крушение. Катастрофа произошла в районе города Конье. По информации официального твиттер аккаунта турецких ВВС, пилот погиб.[97]
Обращаем внимание на слово "разбилось", и получаем цифру не менее 300.
Вторым у нас будет известный Старфайтер Ф-104. Всего произведено 2578 штук. Статья про Старфайтер интересна тем, что аварийность приводится не в абсолютных цифрах, а в относительных к часам налета, так что общая цифра потерянных неясна. Однако для ФРГ было закуплено 916 самолетов, и за все время из них потеряно 292, 116 летчиков погибли. В статье также сравниваются относительные (к летному времени) потери Старфайтер и МиГ-21, причем для МиГ-21 указан год, а вот период для Старфайтера не указан, исходя из чего можно прийти к заключению, что для МиГ-21 взят год наибольшего количества происшествий, в то время как для Старфайтера весь период - то есть и тогда, когда были внесены изменения в конструкцию, и аварийность снизилась. То есть мы наблюдаем своего рода мухлеж.
Теперь смотрим МиГ-21. Всего произведено 11496 штук (без учета строившихся в КНР). Теперь поговорим об аварийности.
Высокой аварийностью своего парка МиГ-21 известны ВВС Индии. По сообщениям индийской прессы, на 2022 год за 60 лет эксплуатации индийских МиГ-21 разбилось свыше 400 самолётов, при этом погибло более 200 лётчиков и 60 человек на земле[293]. В 1985 году Индия на три месяца прекратила полёты всех самолётов модификации МиГ-21М после серии катастроф[294]. Индийская пресса прозвала МиГ-21 «летающими гробами»[295][296][297], сообщалось о случаях отказа пилотов летать на этих самолётах[298].
Итого.
В ВВС Германии за 30 лет из закупленных 916 Старфайтер разбилось 292, погибло 116 летчиков. В ВВС Индии за 60 (!) лет - ВДВОЕ БОЛЬШИЙ СРОК - разбилось 400 МиГ-21 и погибло 200 пилотов.
Получается, что все-таки индусы, прославившиеся аварийностью МиГ-21, все-таки имели показания меньшие, чем гордые тевтоны на Старфайтерах.
А теперь вот вам еще одна фраза из статьи в Википедии:
Наибольшее число лётных происшествий приходится на советские истребители МиГ-21 индийского производства, составляющие основу авиапарка ВВС Индии и заработавшие себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов»[6]. С 1971 по апрель 2012 года разбились 482 МиГа (более половины из 872 полученных)[6].
Здесь цифры поточнее, и уже Старфайтер не выглядит так одиноко, однако давайте обратим внимание на выделенную болдом фразу.
Иными словами, речь идет не о советском производстве и сборке, а об индийском (частичном) производстве и сборке. При этом самолеты эксплуатировались очень долгое время, и нужно учитывать ресурсные проблемы, связанные с износом, усталостным разрушением, коррозией (а в Индии очень влажно и тепло) и так далее...
Короче. Вот именно индийская аварийность, как на мой взгляд, вовсе не является репрезентативной.
Что касается сводной статистики, то в Википедии я не нашел ничего подобного. Однако нужно учесть, что китайцы произвели не меньше самолетов J-7 (лицензионная копия МиГ-21), чем было произведено Старфайтеров, и в наше просвещенное время, когда мы узнаем о падении дельтапланов, что-то самолетопада МиГ-21 и его копий не видно. Думаю, не будет преувеличением сказать, что даже с учетом индийского опыта МиГ-21 в любом случае имеет не худшую, чем у Ф-5 Тайгер или Ф-104 статистику точно и железно. А учитывая срок эксплуатации (до сих пор еще три сотни таких самолетов состоят на вооружении) он вообще - лапочка и няша во всех смыслах...
Не говоря о том, что это один из самых красивых самолетов в истории...

Следующий момент связан с тем, что барышня настойчиво говорит о том, что МиГ-21 - один из самых ПРОДАВАЕМЫХ самолетов в истории. Лично я вижу для себя однозначную ассоциацию с Су-75, который разрабатывается именно как самолет для широкого рынка. И соответственно, предполагает объемы продаж.
:no_upscale()/imgs/2023/02/16/18/5798588/9f1769c49962dfcbd8747f5f31a34e249dea07b1.jpg)
И здесь я хочу сказать вот что.
Безаварийность эксплуатации воздушного судна определяется во-первых, качеством производства, во-вторых, эксплуатацией в соответствии с установленными техническими ограничениями, и в-третьих, с качеством и своевременностью аэродромного обслуживания. Насколько я помню, разработчики Су-75 особое внимание уделяют как раз вопросам наземного обслуживания самолета (об этом говорилось), то есть я могу предполагать, что по вопросам безаварийности он опять же будет не хуже ныне существующих самолетов. Предполагаю - лучших по надежности из ныне существующих. По крайней мере такую планку поставили себе разработчики, а Сухой - фирма серьезная. Так что тут есть основания для оптимизма. Главное, чтобы людям дали работать в этом направлении...
Наконец, оная барышня, которая "влюблена в авиацию", несет в некоторых моментах, пардон муа, такую херню, что просто испанский стыд какой-то... К примеру, выдвижные воздухозаборники применялись не только на МиГ-21, но также и на SR-71, как минимум. И на самолетах Сухого. Это вообще была эпоха таких вот центральных осевых регулируемых воздухозаборников.
Короче.
Данный ролик не столько информативен, сколько выражает какие-то неясные душевные метания автора совершенно сомнительного толка. И тем он и интересен...
А по МиГ-21 есть масса других источников, гораздо более информативных и увлекательных.
.
|
</> |