А ларчик просто...
bigdrum — 19.08.2024Вот такой вот старенький ролик вывалил мне Ютуб, и если честно - я рад. Потому что когда-то его смотрел, и очень был впечатлен двигателями Джабиру, но как-то забыл, что оно такое и как оно называется... :)
А тут вот вспомнил, и хорошо что вспомнил - есть о чем написать в журнал.
Итак, двигатели Джабиру. Кстати, у компании есть сайт, вот...
Обращает на себя внимание надежность и ресурс. Возникает вопрос - как достигается такая надежность и такой ресурс?
Прежде всего двигатели разрабатывались для эксплуатации с самолетом Джабиру. То есть, компания предложила единый комплекс самолет-двигатель. Этот комплекс был построен для достижения максимальных показателей, в том числе надежности и ресурса. Иными словами, двигатели эксплуатировались в гарантированно оптимальных условиях. Иначе говоря, эксплуатация двигателей происходит в щадящем режиме.
Так что ничего удивительного нет - если вы эксплуатируете двигатель в щадящем режиме, а не в режиме "поеееееееехали!", то понятное дело, что и прослужит он дольше.
Во-вторых, эксплуатация производится с гарантированными расходными (масло и бензин, кстати автомобильный АИ-92, что крайне привлекательно для покупателя по цене). И учитывая тот факт, что компания дает на двигатель большой гарантийный срок (можно сказать уникальный), этот самый гарантийный срок, которого можно лишиться, залив в двигатель гавно, служит хорошим стимулом так не делать.
Сами условия гарантии подразумевают правильную эксплуатацию двигателя.
Отдельного упоминания заслуживает важность температурного режима, о котором упомянуто в ролике применительно к условиям зимней эксплуатации в России. Оптимальная температура двигателя означает, что плотность и вязкость масла близки к эталонным значениям, а значит износ уменьшается, а ресурс увеличивается. Установка двигателя на другие типы воздушных судов возможна только под наблюдением представителей компании. То есть, компания, прежде чем давать гарантию на двигатель Джабиру, установленный например в Цессну, убеждается, что все условия соблюдения оптимальных режимов работы, соблюдены и будут выполняться. А если этого нет - нет и гарантии. Такие вот пироги...
Иными словами, двигатели Джабиру не универсальны в том смысле, что для их работы требуется (и формируется) специфическое окружение. И это вам не Ротакс, который тупо впихивают где попало, и не РМЗ, который втыкают туда, куда жалко втулить Ротакс.
Следующий момент - те самые винты, то есть - баланс винта и двигателя. Компания делает их сама. То есть опять же - обеспечивает оптимальную нагрузку на вал при всех режимах работы двигателя на всех скоростях. Тут недавно у меня пролетал ролик о российских разработчиков, которые искали, кто для них винты будет делать. Так вот - Джабиру не доверяет сторонним разработчикам, и достигает при этом выдающихся результатов с минимальными затратами. Для справки - во время Великой Отечественной винты для самолетов (деревянные) в СССР производили на мебельных фабриках. И ничего, фашиста победили...
Так что на самом деле ничего экстраординарного в двигателях Джабиру нет. Ибо:
1. По условиям применения двигатель находится в оптимальных условиях.
2. Двигатель предельно оптимизирован для работы в этих самых оптимальных условиях.
3. Несоблюдение оптимальных условий влечет потерю гарантии, что сразу больно бьет по кошельку клиента.
Если мы посмотрим на двигатели РМЗ к примеру, то увидим обратное. Двигатели тулят везде, на страх и риск разработчика этого везде. То есть, двигатели работают в неоптимальном окружении. Условия поддержки потребителя таковы, что не ограничивают клиента в фантазиях, что в этот самый двигатель лить, и чем его грузить. Отсюда у нас получается в среднем низкий ресурс двигателя, и соответственно - плохая (я постоянно встречаю на авиафорумах пренебрежительные отзывы) репутация двигателя. А значит - мы имеем слабый спрос, и относительно небольшой уровень продаж...
Феномен Джабиру - главный - в том, что компания смогла искусственно ограничить своего клиента, заставив эксплуатировать двигатель ПРАВИЛЬНО, и создав препятствия для неправильной эксплуатации. Феномен Джабиру номер два - ограничив клиента, компания смогла оптимизировать двигатель для ограниченных условий эксплуатации, выкатив на рынок изделие с высокими потребительскими (техническими и гарантийными) качествами.
Парадокс - компания в основу своей стратегии положила ограничение экспансии на рынок, и в результате достигла успеха, в то время как экспансионистские стратегии не оставили бы ей никаких шансов, ибо план "продать все всем" закономерно привел бы к падению технических характеристик, и соответственно, репутации изделий...
На самом деле, думается мне, если двигатели РМЗ эксплуатировать определенным образом (правильные компоненты горючего, правильные температурные режимы и нагрузки), то они смогут показать значительно превышающие средние показатели результаты.
Компания Джабиру ВОСПИТАЛА своего потребителя, и отказалась от недисциплинированных потребителей. И это принесло свои плоды - вот, люди пытаются устанавливать двигатели Джабиру на другие типы самолетов...
А ведь на самом деле, если бы производители двигателей пошли по пути Джабиру - то есть провели бы соответствующие исследования, и выработали бы однозначные рекомендации, ограничив "творчество Кулибиных" - то на том же продукте смогли бы удовлетворить и больше ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫХ пользователей, и достичь более высоких технических и ресурсных результатов изделий...
Ну и по мелочам.
Четырехтактные многоцилиндровые оппозитные двигатели. Почему?
1. Оппозитный двигатель меньше трясет, и при меньшем уровне вибраций снижается износ и повышается ресурс. Опять же двигатели Джабиру имеют сертифицированную производителем подвеску (подмоторную раму) со всякими фенечками.
2. Четырехтактные двигатели дают меньший расход топлива, и имеют раздельную систему смазки, что немаловажно для клиента. И кроме того, в четырехтактном двигателе происходит вентиляция цилиндра, определяемая геометрией и давлением только впускного тракта. То есть - на четырехтактный двигатель можно поставить турбонаддув. А вот в двухтактном двигателе, где вентиляция цилиндра зависит и от давления в выпускном коллекторе и наличия резонатора, турбонаддув приводит к сильному выдуванию топлива в выпускной коллектор, и кроме того, из за сквозного воздушного потока не позволяет достичь компрессии в цилиндре.
3. Четырехтактные двигатели имеют облегченный температурный режим, и соответственно, что особенно актуально для воздушного охлаждения, в них образуется меньше нагара (сказывается и отсутствие смазки в горючем), что делает их работу более надежной и стабильной.
4. Естественное повышение массы четырехтактного двигателя над двухтактным, в значительной степени вызванное весом водяного охлаждения, до предела снижено переходом к воздушному охлаждению с оптимальным обдувом. Если посмотреть на видео (или на их сайт), то видно, что оребрение головки цилиндра имеет весьма своеобразную форму - короче, головка цилиндра там охлаждается гораздо сильнее, чем в обычных двигателях, и это не просто так сделано.
5. Безредукторный привод винта не только снижает потери, но также повышает надежность и снижает сложность всей винтомоторной группы.
Какие отсюда можно сделать выводы и извлечь уроки?
Первый - при конструировании, или для уже сконструированных двигателей, имеет смысл выпускать потребительские кит-наборы (то есть фактически самолет), заведомо оптимизированный под двигатель с оптимизацией режимов работы последнего. Такой единый комплекс самолет-двигатель позволяет достичь высоких показателей ресурса и надежности, что положительно сказывается на имидже продукции и производителя. Возможно, и даже наверняка, имеет смысл производить дополнительную работу с уже существующими типами воздушных судов, что с одной стороны, даст производителю двигателей массу информации, а с другой, позволит избежать неправильной эксплуатации клиентами. И тоже повысит надежность, ресурс и улучшит реноме производителя. Ну то есть - эта находка Джабиру (компании) весьма и весьма удачна.
Второй. Консультирование клиентов является однозначно частью бизнеса авиамоторостроения. Не только потому, что при этом производитель может помочь клиенту правильно эксплуатировать двигатель, но и потому, что это важный источник информации для разработчиков и производителей.
Вот так.
.
|
</> |