Преждевременный шаг в будущее

топ 100 блогов vikond6521.03.2021 Преждевременный шаг в будущее

Ровно 105 лет назад, 21 марта 1916 года впервые взлетел "Хальберштадт" D.II - первый серийный истребитель специальной постройки, спроектированный в Германской империи, первый в Германии истребитель бипланной схемы и первый немецкий истребитель с двигателем водяного охлаждения.

Вскоре этот самолет сменил на Западном фронте Первой мировой войны морально устаревшие "Айндеккеры", но еще через год он сам был заменен более совершенным "Альбатросом". В те времена авиатехника прогрессировала молниеносно, и если сейчас, к примеру, Су-57, впервые взлетевший 11 лет назад (!), считается новейшей машиной, то в эпоху Первой мировой мировой истребители превращались в "древнюю рухлядь" и отправлялись на свалку буквально через год-два года после их создания.

Сейчас такие темпы сложно себе представить, но вернемся к "Хальберштадту". Этот небольшой одноместный аэроплан длиной 7,3 метра с размахом верхнего крыла 8,8 метра весил 520 кг (взлетный вес - 730 кг) и был оснащен шестицилиндровым рядным мотором "Мерседес" D-II мощностью 120 л.с. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета "Шпандау" с ленточным питанием.

На испытаниях он развивал скорость 150 км/ч, набирал высоту 4000 м, а дальность полета составляла 250 км. Летчики отмеали хорошую маневренность и достаточную прочность конструкции, позволявшие выполнять все фигуры высшего пилотажа и пикировать под крутым углом. Такие данные сочли вполне приемлемыми и "Хальберштадт" запустили в серийное производство.

Всего было построено 65 экземпляров "Хальберштадта" D-II, 50 "Хальберштадтов" D-III с моторами "Аргус", а также - 57 "Хальберштадтов D-V, отличавшихся незначительными конструктивными изменениями. 31 из них немцы поставили своему союзнику - Османской империи, где на них летали немецкие летчики, зачисленные в штат турецких ВВС.

"Хальберштадты" неплохо проявили себя на фронте, несколько немецких пилотов заслужили на них титул асов. Однако наиболее интересный, на мой взгляд, факт в биографии этой машины связан с тем, что "Хальберштадт" D-II стал первым в мире радиофицированным истребителем. Осенью 1916 года в Германии сформировали экспериментальный авиаотряд FT-Versuchsabteilung, состоящий из перехватчиков, оснащенных радиостанциями.

Однако это были не привычные нам радиотелефоны, а радиотелеграфные аппараты, в которых связь осуществлялась посредством азбуки Морзе. "FT" в названии отряда расшифровывалось как Funk-Тelegrafie - радиотелеграф. Компактных радиотелефонов с голосовой связью тогда еще не было.

На самолете командира отряда стоял приемопередатчик с генератором, работавшим от двигателя, весивший 30 кг и обладавший радиусом действия в несколько десятков километров. Он предназначался для приема сигналов с земли. А на машинах его подчиненных имелись только приемники, весившие по 12 кг, с помощью которых летчики принимали команды своего шефа. Разумеется, в этот отряд набрали пилотов, умевших на слух, через наушники, воспринимать и "на лету" расшифровывать "морзанку", а командир умел виртуозно работать в полете телеграфным ключом.

Подразделение предназначалось для перехвата вражеских разведчиков и бомбардировщиков по наводке с наземных наблюдательных пунктов, оснащенных радиостанциями, которые передавали командиру координаты цели и корректировали курс, а он, в свою очередь, транслировал команды ведомым и давал им собственные указания (например - возвращаться на аэродром).

К сожалению, о боевых успехах "телеграфных истребителей" ничего не известно. Возможно, их и не было, поскольку оборудование работало ненадежно, а летчики далеко не всегда правильно распознавали команды. В начале 1917 года FT-Versuchsabteilung был расформирован. Идея, опередившая свое время почти на четверть века и не имевшая адекватного оборудования для своего воплощения, оказалась невостребованной.

Но во времена Второй мировой войны, уже на новом техническом уровне, к этой идее вернулись и тогда она показала блестящие результаты. Однако это уже совсем другая история.   

Преждевременный шаг в будущее
Чертеж "Хальберштадта" D-II.

Преждевременный шаг в будущее
"Хальберштадт" D-II при виде спереди.

Преждевременный шаг в будущее
"Хальберштадт" D-II на заснеженном аэродроме зимой 1916-17 годов. Механик демонстрирует, насколько легкой была у этого самолета хвостовая часть.

Преждевременный шаг в будущее
Большинство "Хальберштадтов" было окрашено сверху в коричнево-зеленый камуфляж, а снизу - в голубой, под цвет неба.

Преждевременный шаг в будущее
"Хальберштадт" D-III немецкого летчика Ханса фон Кёделла, одного из многих "асов-однодневок" Первой мировой войны. Он воевал на Западном фронте с августа 1916 года и успел сбить 12 вражеских самолетов, прежде чем погиб в воздушном бою 15 февраля 1917 года в возрасте 24 лет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не знаю, что не так с нашими женщинами, но они намертво застыли в "стухших 90-х". Вот, например, гостьи открытия сезона Интеллектуального клуба «418». Вроде этим девушкам и средства, и фигура позволяют одеться модно, но нет... Для сравнения - гости показов Fendi и Versace. Цветочки ...
Депутат Европарламента от Австрии Эвальд Штадлер "Целостность Украины больше невозможно сохранить. Страна попросту разваливается. Восток Украины однозначно отделится от этого гос. объединения, также как и Крым. Я сам был свидетелем настроения народа на референдуме. Они хотели только одн ...
Добрый день в новом 2023 году. Всем кто в праздниках и отдыхе, желаю наилучшим образом провести время лично, в семье, в мероприятиях. В Москве музеи говорят переполнены! Отдельные киноленты семейные набирают за праздничные дни более 1,5 миллиарда рублей! И это хорошо. У меня запись, как ...
Одной строкой сообщаю, совершенно случайно открыла для себя шикарное место. Усадьба Петровско-Разумовская Находится она в моем районе, и сейчас в ней Тимирязевская академия. Жаль фонтаны уже отключили, но будет повод вернуться. Удивительное ...
Немножка многа букафф. Чинкведея кинжального типа, Италия, Феррара, около 1500 года изготовления. Длина 320 мм. Декор клинка возможно работы знаменитого мастера Эрколе деи Федели. Двулезвийный клинок с очень широкой пятой и резким схождением лезвийных кромок к острию, из-за чего имеет ...